Все
современные снегоходы делятся на несколько типов (в основном, по их целевому
назначению). Бывают снегоходы:
спортивные горные, гибридные (сочетание спортивных
и горных),туристические, утилитарные (рабочие), детские
.
Детские снегоходы
отличаются от взрослых размером, скоростью и мощностью, и предназначены, в
основном, для детей в возрасте 9-13 лет. А вот с разными типами взрослых
снегоходов стоит разобраться поподробнее.
Начнем со
спортивных моделей. Спортивные (trail) снегоходы предназначены, в первую
очередь, для спорта, для гонок и соревнований. Практически все функции у них
играют в пользу одной, самой главной характеристики – скорости. Такие снегоходы
имеют мощный и приемистый двигатель и энергоемкую подвеску. При этом они
сравнительно мало весят и обладают плохими характеристиками в плане
проходимости (просто потому, что им оно не надо, они сделаны для других целей).
Кроме того, отличительная черта спортивных снегоходов – короткая (сравнительно
с другими типами таких машин) гусеница – не длиннее 3070мм. На таких снегоходах
хорошо гонять по ровным укатанным трассам или по ровному льду озер. У
спортивных снегоходов также часто не бывает таких удобных и важных в быту
функций как электростартер и задний ход. На них тяжело ездить по неукатанному и
глубокому снегу. Наконец, спортивные снегоходы всегда одноместные. Зато у них
есть уже упомянутый конек – скорость. На хорошей дороге они способны
разогнаться почти до 200 км/ч.
Горные
(mountain) снегоходы сконструированы также для быстрой езды, но в условиях уже
не равнинной, а пересеченной местности. В отличие от спортивных, они также
способны неплохо ездить по глубокому снегу. Так как горному снегоходу при
неплохой проходимости нужно сохранить скоростные характеристики, то повышенную проходимость
он обеспечивает себе не только и не столько шириной гусеницы, как это обычно
бывает, но и ее длиной и величиной гусеничных зацепов. Однако чем гусеница
длиннее, тем меньше маневренность снегохода. Поэтому, выигрывая у спортивных
снегоходов в проходимости, горные снегоходы однозначно проигрывают им в
маневренности. Кроме того, длинная гусеница увеличивает вес снегохода,
соответственно, горные снегоходы всегда тяжелее спортивных. Наконец, горные
снегоходы, как и спортивные, - одноместные.
Некоторые
фирмы, например, Yamaha или Arctic Cat, предлагают так называемые гибридные
аппараты, сочетающие в себе преимущества спортивного и горного снегохода. Очень
подойдет тому, кто затрудняется с выбором из этих двух вариантов. Гибридные
снегоходы отличаются от спортивных, в первую очередь, как правило, более
длинной (но не настолько длинной, как у горных) гусеницей (она также может быть
и более широкой, но редко).
Когда же
скорость не имеет значения или стоит явно не на первом месте в списке
предпочтений будущего владельца, то при изучении аппаратов для езды по снегу
выбор обычно стоит между оставшимися двумя типами – туристическим (touring) или
утилитарным (рабочим) (work) снегоходом.
Туристический
снегоход – машина для тех, кто предпочитает комфортную езду в легких условиях.
Если вы не ездите далеко, если он вам нужен для спокойных семейных развлечений,
и совсем не обязательно по глубокой снежной целине, то туристический снегоход –
это ваш выбор. Они бывают с самыми разными двигателями, но практически всегда
тяжелые, не особо скоростные, без выдающихся характеристик в том, что касается
проходимости, зато всегда двухместные. При этом стоит также сделать акцент на
том, что туристические снегоходы – обычно наиболее комфортабельные – у них
самые удобные сиденья, больше всего багажных отделений и всяких приятных
функций.
Наконец,
утилитарные (рабочие) снегоходы (их еще называют вайдтраками – от слов wide
track – широкая гусеница) – это универсальные рабочие лошадки. У них самая
лучшая проходимость на равнине, даже по самому глубокому снегу, очень широкая
гусеница и много багажных отделений. Практически, снегоход-грузовик или даже
танк. Никто не сравнится с утилитарными моделями по езде по лесу, например. У
таких снегоходов практически всегда есть фаркоп и они могут тянуть за собой
прицеп ощутимого веса (500 кг груза или четыре-пять пассажиров). Единственные
параметры, по которым они проигрывают собратьям других типов – это динамичность
и скорость. Вайдтраки – машины неторопливые, больше 120 км/ч практически не
разгоняются, да и на таких предельных скоростях летают редко. При этом можно
сказать однозначно – если снегоход нужен для дела, а не для развлечения – то
это однозначно утилитарная модель. Ну, или горная, если вы живете или работаете
в условиях пересеченной местности и очень глубокого снега, и вам нужно скорее
ездить нежели возить грузы.
Также стоит
отметить, что в последнее время в мире снегоходов (как, впрочем, и в мире
автомобилей и другой техники) все большие обороты набирает тенденция к
универсальности и смешению стилей. Так, например, уже стали легко доступными
модели спортивных снегоходов в двухместном исполнении. Так что, выбирая
снегоход определенного типа, точно не приходится четко говорить о том, что он
будет обладать чертами своего типа, и не будет заимствовать те или иные
характеристики из других типов. Четкого разделения на типы уже нет, и можно
говорить лишь о преобладании черт того или иного типа в той или иной конкретной
модели.