Сейчас
основными производителями снегоходов в мире являются пять компаний – четыре
крупных конгломерата, которые помимо снегоходов производят еще множество
разнообразной техники, но, тем не менее, производство снегоходов является одним
из основных направлений их бизнеса, и одна узкоспециализированная компания,
занимающаяся исключительно снегоходами. Первые четыре – это американская
Polaris Industries, американская же Arctic Cat, канадская Bombardier и японская
Yamaha Motor. Последняя, правда, зарубежными источниками зачастую тоже
характеризуется как американская, потому как производство снегоходов изначально
было ориентировано японцами на североамериканский рынок. К
узкоспециализированным же производителям можно отнести итальянскую Alpina
Snowmobiles – то, что она занимается снегоходами и только снегоходами, явствует
даже из названия фирмы.
Bombardier Recreational Products
(BRP) долгое время являлась частью крупного машиностроительного концерна
Bombardier, а с апреля 2003г. стала самостоятельной компанией. Стоит отметить,
что после того, как компания Bombardier в 1993 году приобрела бывший изначально
финским бренд Lynx, компания стала производить снегоходы под двумя основными
брендами – Bombardier Ski-Doo и Bombardier Lynx. Бренд Ski-Doo – это полная
гамма снегоходов всех видов, представленная весьма широко на всех континентах.
Бренд Lynx – это более узкая гамма снегоходов, ориентированная, в основном, на
Европу и представленная там же. Первые снегоходы под этой маркой появились в
1968г. и были рассчитаны на езду в арктических снегах Скандинавии. Lynx стал
первым снегоходом, на который начали ставить коробку передач с двумя скоростями
для движения вперед и одной для езды назад. Штаб-квартира Lynx, как и
научно-исследовательский отдел компании, находятся в северном финском городе
Рованиеми – одном из крупнейших населенных пунктов в Европе за полярным кругом.
Примечательно, что до того, как Bombardier поставил Lynx под свой контроль, к
качеству аппаратов этой финской марки было много нареканий, зато сейчас Lynx считается
очень достойной машиной, ни в коем разе не посрамляющей признанный бренд
Bombardier. Кроме снегоходов, BRP производит также квадроциклы, водную технику,
карты, двигатели (не только для собственной техники, но и, например, для
мотоциклов Aprilia и BMW, а также для небольших самолетов). Число сотрудников
BRP – около 6 400 человек. Выручка компании в 2005-2006 финансовом году
составила 2,53 млрд долл. (на 3,7% меньше, чем годом ранее). Чистая прибыль BRP
за тот же период составила 65,9 млн долл. Данные отдельно по снегоходам не
приводятся.
Японская Yamaha – единственный
производитель снегоходов, который с недавних пор сосредоточился на производстве
исключительно четырехтактных моделей. Четырехтактные модели появились в линейке
Yamaha в 2003, а уже в 2005 они практически вытеснили двухтактные. Снегоходы
Yamaha начала производить лишь немногим позже Bombardier – c начала 1960-х гг.,
в 1968 году производство снегоходов этим японским концерном приняло массовый
характер. И продукция компании была с самого начала ориентирована в первую
очередь на североамериканский рынок. Также стоит отметить, что компании Yamaha,
в отличие от остальных производителей, начавших заниматься снегоходами, не
пришлось разрабатывать для них новые двигатели – их просто позаимствовали с
мотоциклов, что и обеспечило продукции Yamaha эдакий бойцовский характер.
Планку в 500 000 произведенных снегоходов Yamaha преодолела в 1983 году, а в
1997 сделала свой 1-миллионный снегоход. Снегоходы Yamaha производятся в Японии
и в США. По своим финансовым показателям Yamaha Motor – самый крупный игрок на
снегоходном рынке. Число сотрудников всех предприятий компании в разных
регионах мира – 42 000 человек. Объем продаж Yamaha Motor Co. в 2006 году
составил 14,13 млрд долл. (на 15% больше, чем в предыдущем году). Чистая
прибыль компании за год составила 690 млн долл. (рост на 20,6%). При этом в
общем объеме продаж компании лишь 12% приходится собственно на Японию, а
оставшиеся 88% - на зарубежные продажи. Данных исключительно по снегоходам нет,
но все же более подробную информацию из отчетности компании извлечь можно.
Yamaha Motor делит всю свою продукцию на четыре направления: мотоциклы, водная
техника, силовая техника и другая продукция. К сегменту мотоциклов относятся
только собственно мотоциклы и запчасти к ним. В объеме продаж Yamaha Motor этот
сегмент главенствующий и обеспечивает около 58% выручки. К сегменту водной
техники относятся катера и другие плавсредства, а также лодочные моторы всех
типов. Этот сегмент обеспечивает около 17% в общем объем продаж компании.
Снегоходы относятся к сегменту силовой техники, но кроме них, туда также
включены квадроциклы, гольф-кары, снежные пушки, многофункциональные двигатели
и электрогенераторы. В целом сегмент силовой техники обеспечивает около 16%
объема продаж Yamaha Motor. В раздел «другая продукция» попали монтажные
устройства, промышленные роботы, автомобильные двигатели, автокомпоненты,
полуэлектрические велосипеды, беспилотные промышленные вертолеты и
электрические кресла-каталки. Этот сегмент дает оставшиеся 9% выручки Yamaha
Motor. Стоит отметить, что в объеме продаж силовой техники Yamaha (куда входят
и снегоходы, и квадроциклы) примерно 72-73% приходится на североамериканский
регион, и еще 13% на Европу.
Arctic Cat сейчас считается
производителем снегоходов номер 1 в США. Полная линейка снегоходов компании
насчитывает 47 моделей. Правда, на первое место фирма вышла буквально только
что. В 2006-2007 финансовом году объем продаж снегоходов компании составил 247
млн долл. (на 4% больше чем годом ранее). Общий объем продаж компании за
указанный финансовый год составил 782,43 млн долл. Чистая прибыль – 22,07 млн
долл. Продажи снегоходов обеспечивают около 32% всей выручки компании, которая
помимо них производит также квадроциклы (55% выручки) и запчасти и аксессуары
(оставшиеся 13%). Зато на текущий, 2007-2008 финансовый год, компания
запланировала осознанное снижение производства снегоходов на 30% для того,
чтобы помочь дилерам распродать запасы, скопившиеся после последней малоснежной
зимы. Все снегоходы и почти все квадроциклы компании производятся
непосредственно в США на мощностях в Миннесоте. Двигатели для снегоходов Arctic
Cat производит японская Suzuki. Suzuki одновременно является главным акционером
Arctic Cat, на данный момент японской фирме принадлежит около 33% акций
американской компании. Число сотрудников Arctic Cat по состоянию на 31 марта
2007г. – 1840 человек.
Компания Polaris Industries
занимается в целом примерно тем же, что и Arctic Cat, но при этом у нее более
широкий ассортимент и в то же время большая концентрация на только одном виде
бизнеса, который является для Polaris основным – это производство квадроциклов
(ATV). Кроме них, Polaris делает также снегоходы и мотоциклы. До 2004 года
компания производила также водную технику, но потом это направление было решено
закрыть. Если взглянуть на динамику, то в последние годы доля мотоциклов в
бизнесе Polaris неуклонно растет, а доля снегоходов, наоборот, снижается. Так,
если в 2004 году производство снегоходов обеспечивало 16% объема продаж
Polaris, то в 2005 – уже 14%, а в 2006 – вообще 10%. Аналогичные цифры для
мотоциклов – соответственно 4%, 5% и 7%. Доля квадроциклов в бизнесе Polaris
стабильно держится на отметке 66-67%. Остальное приходится на запчасти и
аксессуары. В линейке снегоходов Polaris – 25 моделей. До 1995 года двигатели
для снегоходов Polaris поставляла японская Fuji Heavy Industries, с 1995 года
моторы для снегоходов компании производятся в США на совместном предприятии, в
котором часть принадлежит все той же Fuji Heavy, а доля Polaris составляет 40%.
Объем продаж снегоходов Polaris в 2006 году упал на 39% из-за плохой ситуации
со снегом – до 156,9 млн долл. При этом общий объем продаж компании в 2006 году
составил 1,657 млрд долл. (что на 11% меньше чем годом ранее). Чистая прибыль
компании в 2006 году составила 112,8 млн долл. (это на 18% меньше, чем в 2005).
Число сотрудников Polaris по состоянию на конец 2006г. составляло около 3 400
человек.
Нельзя не
упомянуть и отечественных производителей снегоходов, без которых данный обзор
был бы неполным. Ныне в России производством снегоходов занимаются две компании
– ОАО "Русская механика" (обособившееся бывшее подразделение НПО
"Сатурн" и ОАО "Рыбинские моторы") и ОАО "УМПО"
(Уфимское Моторостроительное Производственное Объединение). "Русская
механика" делает снегоходы под марками "Буран" и
"Тайга", УМПО – под маркой "Рысь". Причем, если
"Тайга" и "Рысь" - это полные аналоги современных
зарубежных моделей, только российского производства, то "Буран" имеет
одно кардинальное отличие – если у всех обыкновенных современных снегоходов
одна гусеница и две лыжи, то у "Бурана" ровно наоборот – лыжа одна, а
гусениц – две!* (о том, какие особенности данная конструкция обеспечивает
"Бурану" - смотри раздел эксплуатационных характеристик).