Суббота, 2024-04-20
Хибины Мотосервис
Форма входа
Меню сайта
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Март » 13 » Кое-что о маслах
10:27 AM
Кое-что о маслах
    Кое-что о маслах
    Я задумывал написать статью о том, как выбрать масло для своего байка, однако уже в процессе работы над ней понял, что для начала лучше дать основную информацию о производстве, маркировке и особенностях смазочных материалов, а это предмет отдельного разговора. Так что содержащаяся здесь информация даст вам возможность лучше понять то, что будет изложено в статье по выбору моторных масел и, соответственно, советую внимательно с ней ознакомиться. В наше время моторные масла выпускают практически все кому не лень. Только в России есть несколько десятков брэндов, начиная от таких известных, как Лукойл, ТНК, Luxoil, Spectrol, U-tech (Юкос) и заканчивая марками, известными только в своем регионе: Дон, Ярнефть, Норси, Квалитет и тому подобными. Такое разнообразие связано со многими факторами, но не последнее место в них занимает то, что правильно оценить то, что залито в канистру могут не многие.  
   Само производство смазочных материалов в большинстве случаев сводится к добавлению к базовому маслу (о нем ниже) пакета присадок, формирующих те или иные свойства и последуещее затаривание полученной смеси в канистры. Само получаемое масло может быть минеральным, полусинтетическим и синтетическим.
   Первый тип - это практически натуральное базовое масло, либо включающее в свой состав незначительное количество присадок; второй - имеет существенный объем присадок; третий - состоит только из синтетических компоненто и не имеет (или практически не имеет) в своем составе базового масла. Базовое масло - это то масло, которое получают непосредственно из перегонки нефти. У нас в России с нефтью все в порядке, поэтому стоимость базовых масел довольно низка. Однако, в следствие того, что свойства и показатели как самой нефти (зависят от месторождений), так и качества ее переработки (примеси, однородность) могут колебаться в значительных пределах, то и получаемые на выходе базовые масла уже существенно различаются по качеству.
   Пакет присадок - это композиция синтетических веществ, обеспечивающих защиту деталей двигателя от коррозии и износа, растворение и удержание загрязнений, уменьшение нагарообразования и вспенивания. По большей части именно от пакета присадок зависят эксплуатационные свойства масла, которые определяются классом, обозначаемым по различным классификациям (API, SAE, ACEA или ГОСТ). В данное время подавляющее большинство компонентов присадок производится всего лишь несколькими мировыми производителями, такими как Exxon, Shell, Pennzoil, Lubrizol, Neste и Chevron. Отсюда видно, что марок моторных масел - сотни, а производителей присадок - единицы. Это вовсе не значит, что все масла практически идентичны - качество смазочных материалов помимо выбора базового масла определяется еще и умением производителя подобрать такую композицию присадок, которая максимально учтет все предъявляемые требования.
  Уже из того, что для квалифицированного и обоснованного выбора базового масла, а также для разработки и приготовления пакета присадок, видна необходимость наличия на предприятии хорошей химической лаборатории, а также высокопрофессиональных научно-исследовательских кадров. Такое может позволить себе только довольно крупная компания, а на более мелких такой процесс происходит либо "на глаз", либо основываясь на рекомендациях сторонних профессионалов. Плюс ко всему необходима система контроля качества на всех этапах производства - а это также сфера деятельности химиков высокой квалификации. Поэтому высоким и стабильным качеством могут обладать только масла солидной фирмы-производителя, обладающей хорошим научным и техническим потенциалом.
   Теперь перейдем непосредственно к характеристикам масел и сфере их применения. Для того, чтобы любой покупатель мог правильно выбрать масло, необходимое для его двигателя, существуют различные классфикации и стандарты. До недавнего времени в России был принят только ГОСТ, однако с появлением и распространением импортных смазочных материалов все чаще стали употребляться маркировки свойств и характеристик масел по API, SAE и ACEA. Существуют и другие классификации, но эти встречаются чаще всего, поэтому ими и ограничимся.
   Классификация по API Знак сертификации API API - классификация, разработанная американским институтом нефти (American Petroleum Institute). Первая классификация по API была разработа еще в 1947 году и с тех пор многократно менялась и дополнялась. Маркировка довольно проста: • первая буква говорит о типе двигателя или типе транспортного средства: S (Service) - легковые автомобили, микроавтобусы и джипы с 4-х тактным бензиновым двигателем, С (Commercial) - дизельные двигатели грузовых автомобилей, дорожной и строительной техники. Также дополнительно введена серия Т для маркировки масел, предназначенных для использования в двухтактных двигателях мопедов, мотоциклов, снегоходов, водных мотоциклов и т.п. • вторая буква для серий S и C говорит о годах принятия спецификации, то есть каждая последующая буква говорит о более жестких требованиях к качеству масла и, следовательно, к году выпуска двигателя. • если присутствует цифра 2, то это масло предназначено для двухтактных двигателей, 4 - для четырехтактных. • двойная маркировка (например, SH/CG-4, SG/CF-4 и т.п.) означает, что данное масло может применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях
    Классификация по SAE Помимо классификации API, которая показывает лишь общие требования к качеству масла, но не дает информации о конкретных характеристиках, существует классификация по SAE. Эта классификация была специально разработана для наглядного информирования потребителя о вязкостно-температурных свойствах масла. В качестве общедоступной характеристики была принята температура окружающей среды. Сама маркировка по SAE подразделяет моторные масла на на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов. Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему, а другой - летнему классу, например, SAE 0W-30, 5W-40, 10W-40, 20W-50 и т.п. Для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100°С и минимальные значения динамической вязкости при 150°С и скорости сдвига 10е6 с-1. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температуре, отличающейся на 10°С. Первое из них дает потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером, второе - о предельной температуре, при которой масляный насос будет прокачивать масло под давлением в процессе холодного пуска. Предельная температура прокачивания обязательно ниже, чтобы при холодном пуске избежать сухого трения в узлах, смазываемых под давлением. Как правило, для того, чтобы не заставлять покупателя запоминать значения температур, сопоставляемых определенной маркировке масла, на канистре наносят шкалу по SAE,   Следует отметить, что классификация моторных масел по SAE не дает информации ни о типе масла (минеральное, полусинтетика или синтетика), ни о его качественных свойствах. Именно поэтому данная классификация лишь дополняет маркировку по API.
   Классификация по ACEA Третьей в ряду самых ходовых маркировок стоит маркировка масел по ACEA. АСЕА - это Ассоциация европейских производителей автомобилей, то есть и маркировка масел основывается на рекомендациях основных автомобильных компаний. Главное отличие этой классификации - выделение в отдельную группу масел для дизельных двигателей легковых автомобилей, что связано, прежде всего, с тем, что в Европе дизельных легковушек значительно больше, нежели в США. Классификация АСЕА подразделяет моторные масла на три категории по три класса в каждой: • масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: А1-96, А2-96, А3-96 • масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: В1-96, В2-96, В3-96 • масла для дизелей тяжелых грузовиков, автопоездов: Е1-96, Е2-96, Е3-96. Первая буква определяет класс применимости (бензиновые двигатели, легковые дизели, грузовые дизели). Следующая за буквой цифра - это качество масла (чем она больше, тем масло лучше). Последние две цифры - год принятия спецификации - 1996. Как видно, ни одна из распространенных маркировок масла не сможет вам сказать о его качестве в той мере, в которой вы хотели бы это знать. Еще хуже дела обстоят у нас - какое масло можно заливать? Об этом частично может сказать только классификация по API, но опять же она слишком лаконична: для двухтактных  и все. Поэтому в следующей статье, появященной моторным маслам мы рассмотрим более конкретно их свойства и характеристики, а также выработаем общую стратегию выбора смазочных материалов для двигателя.
 (Shved)  
Просмотров: 1700 | Добавил: admin | Теги: Кое-что о маслах | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Малыхин В. © 2024
Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz