Среда, 2017-10-18
Хибины Мотосервис
Форма входа
Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» И «АРКТИЧЕСКАЯ КОШКА» МЕНЯЮТ ОРИЕНТАЦИЮ

Начав с тупикового направления, через восемь лет «Поларис» переориентировался на машины компоновочной схемы Бомбардье, но слепо копировать их не стал.
Первой переднемоторной моделью стал Sno-Traveler Comet 1964 года.

Первая переднемоторная модель «Полариса» – Sno-Traveler Comet появилась в 1964 году.

Polaris Comet ничуть не напоминал первую машину Бомбардье.

Любопытное предложение: на лето предлагалось лыжи заменять на колеса!


К слову, «Арктик Кэт» переключилась на переднемоторные машины в 1963 году, опередив тем самым Polaris. Ее модель Arctic Cat 100 выделялась длинным трехместным сиденьем, лыжи были неподрессорены. В остальном она мало, чем отличалась от SK-60 господина Бомбардье. Мощность двигателя также не превышала 10 л.с.

А вот Arctic Cat 100 1963 года напоминал Ski-Doo SK-60.

Последующий Arctic Cat 101 уже имел другой дизайн.


Сорок лет спустя модель Arctic Cat F1000 разменяла 150-сильный рубеж. Сегодня на американском рынке в ряду 2009 года более 40 моделей кубатуры от 120 до 1100 см3, причем спортивных моделей больше, чем у кого-либо. Однако до объемов производства начала 70-х сегодня далеко. Шутка ли, тогда в день собирали по 1000 «Арктических Кошек»!
Но вернемся к «Поларису». Любопытный факт: параллельно с «Кометой» несколько лет выпускалась серия заднемоторных машин, причем они выглядели куда более солидно. Однако именно маленькая «серая мышка» Polaris Sno-Traveler Comet ознаменовала большой рывок к грядущей славе компании. Все последующие годы «Поларис» наращивал свой потенциал, сумел пережить всеобщий экономический спад конца 70-х и благополучно существует в наши дни, являясь одним из ведущих мировых производителей сноумобилей. Так, в ряду 2009 года более тридцати моделей снегоходов с кубатурой двигателей от 120 до 800 см3. Среди них есть и с четырехтактными моторами, и с турбонаддувом, и «двухтактники» с впрыском топлива. В общем, тоже «хай-тек» на «все деньги»…

Следующий шаг к современным снегоходам – Polaris Mustang (1965 г.).

Стиляга Galaxy образца 1980 года.


И ГРЯНУЛ БУМ!

С момента появления Ski-Doo в 1960 году в Штатах и Канаде как грибы после дождя возникали новые снегоходные компании, фирмы и фирмочки – истории известно более ста их имен. Езда на снегоходах стала модной и породила целую индустрию, включающую выпуск специальной одежды и обуви, экипировки. В рекламных буклетах времен снегоходного бума делали упоp на семейные ценности сноудрайвинга. Организовывались снегоходные трассы и клубы, проводились соревнования и шоу. Фанаты и матерые путешественники бороздили снежные просторы и покоряли полюса (наверное, они сожалели, что их только два!).
Пик продаж снегоходов (до полумиллиона в год!) пришелся на 1969-1971 годы – тогда рынок еще был не насыщен (для информации – сегодня в мире производится около 150 000 снегоходов в год). Согласно данным ISMA (Международной Ассоциации Производителей Снегоходов), с 1970 по 1973 годы было реализовано более 1,8 млн. снегоходов. В 1973 году, согласно данных журнала Snow Goer 47 производителей наводняли рынок Америки и Канады 289 моделями. Однако, как учит весь опыт развития человечества, хорошо долго не бывает... ТРАКТОРИСТЫ – ВПЕРЕД!
Старейшая и крупнейшая американская компания John Deere (современной название Deere & Company), известная строительной и сельскохозяйственной техники аж с конца 19 века, тоже не смогла пройти мимо «лакомого куска», каким в конце 60-х выглядел сноумобильный бизнес. Весомый козырь – обширная сеть дилеров с/х техники на севере США и в Канаде. В 1971 году дебютировали сразу две модели с моторами 339 и 436 см3, позже число моделей выросло до шести.

«Ничто так не бежит, как «Дир» – рекламный слоган 1972 года.

«Трактористы» отжигают…


На излете своей снегоходной биографии, в 1984 появилась модель Liquifire с редким по тем временам мотором жидкостного охлаждения, кубатуры 436 см3. Радиатор охлаждался снегом, который подбрасывала движущаяся гусеница. Также впервые применили вариаторный узел с принудительным охлаждением воздухом.

Последняя модель «Джона Дира» Liquifire (1984 год).

МОТОЦИКЛОСТРОИТЕЛИ? ВСЕ ТУТ!

Современная мотоциклетная легенда Америки компания «Харлей-Дэвидсон» тоже попробовала силы в снегоходном бизнесе. Модель Harley-Davidson 440 начала 70-х обладала довольно заурядной зализанной внешностью – ни тебе пафосного большого V-твина, ни рогатых рулей, кожи или хрома. Даже раскраска умиротворяюще аморфная – бело-голубая с капелькой красного. «Снегохарлеи» делали лишь четыре года (1972-1975), затем, видать, поняли, что раскручивать двухколесную легенду проще, чем рождать оригинальные вещи в непривычном формате.

«Снегохарлеи» 1970-х не форсили кожей, хромом и большим V-твином.

Не обошли стороной сноумобильный бизнес и закрепившаяся на американском рынке японская «великолепная четверка» – Honda, Kawasaki, Suzuki, Yamaha. Собственно, у них в Америке были свои филиалы.
Самый яркий след на снегу оставила Yamaha – свой первый sled (снегоход) SL350 предложила в 1968 году. Его «изюминка» – двухтактный двухцилиндровый мотор с первыми на снегоходах лепестковыми клапанами в системе впуска и системой смазки Autolube.

Yamaha свой первый снегоход SL350 представила в 1968 году.

В 1976 году спортивный SRX440 с первым у компании мотором жидкостного охлаждения вывел «Ямаху» в лидеры мировой снегоходной индустрии. Кстати, в прошлом (2008) году компания, отмечая свое 40-летие «на снегу» выпустила эксклюзивную партию снегоходов с окраской и некоторыми чертами первых машин.

Спортивная модель SRX440 с первым у компании мотором жидкостного охлаждения.

Такую раскраску компания повторила к 40-летию «на снегу».

Забегая вперед, отметим, что машины с камертонами на эмблеме и в дальнейшем не однажды удивят: двухтактная «четверка» (такое число цилиндров для моторов 2Т – воистину технический подвиг) Vmax-4 увидела свет в 1992-м. А тремя годами позже компания нарастила кубатуру до 800 см3 у модели Vmax-800, которая, к слову, до наших дней используется сноудрэг-рейсерами. А абсолютный долгожитель среди «фирменных машин (наш «Буран» не в счет), Bravo увидела свет в 1982 году.
Но настоящий фурор среди снегоходчиков произвела в 2003 году модель RX-1 с первым в мире, как утверждалось, четырехтактным двигателем. Его кубатура – литр, да еще в четырех цилиндрах, внушали уважение. (Для тех, кто не знает – там использовался отлаженный мотоциклетный мотор). Впрочем, насчет своего первенства господа из страны Восходящего солнца погорячились – видимо забыли историю, или просто закрыли глаза на первые машины Элейсона. Впрочем, чего только не сделаешь ради рекламы собственного товара!

Yamaha RX1 (2003 г.) с типа первым в истории «четырехтактником».

Вернемся все же в 1970-е. Honda, хотя в те годы не была такой великой и могучей, но, тем не менее «сыграла» достаточно странно для своего уже авторитетного имени. Она выпустила совершенно экзотический и в то же время бесполезный снегоход White Fox. Посудите сами: водитель полулежал с вытянутыми вперед ногами, 200-кубовый «двухтактник» размещался сзади. Ни пассажира посадить, на сани прицепить. Однако те, кому удалось поездить на этом раритете, отмечали исключительную маневренность и устойчивость «Белой Лисы» – благодаря низко расположенному центру тяжести. Не удивительно, что дальше прототипа дело не пошло.

Honda на волне снегоходного бума родила крайне экзотическую «Белую Лису».

 

Kawasaki, чтобы не «изобретать велосипед», прикупила в 1977 году известную уже лет десять компанию Sno-Jet и производила, в общем-то, неплохие машины до 1982 года.

Компания Sno-Jet была в снегоходном бизнесе с 1967 года, еще до альянса с Kawasaki

Модель 1977 года Sno-Jet Astro 340 оборудовалась «одноствльным» мотором мощностью 32 л.с. Рессорная подвеска лыж была дополнена гидроамортизатором.

Kawasaki Sno-Jet 1977 года

 

В 1982 году Kawasaki показала, что могут мотоциклостроители: у модели Sno-Jet LTD появилась 8-канальная продувка 440-кубового мотора, два карбюратора Keihin и жидкостное охлаждение. Примечательным был и дизайн, однако это не спасло снегоходы компании от вымирания.

Последняя, и довольно совершенная модель Kawasaki вышла в 1982 году.

Suzuki тоже «отметилась» – в 1972-1975 годах выпускала свою модель снегохода. Но «золотое время» упустили – поздно разводить костер, когда начался ливень: в середине 1970-х в США разразился печально известный нефтяной кризис. Одна за другой компании стали выходить из снегоходного бизнеса. К началу 80-х годов годовые продажи упали до рекордно низкого уровня – менее ста тысяч в год. В 1980 на американском рынке осталось всего семь компаний: Arctic Cat, John Deere, Kawasaki, Moto-Ski, Polaris, Ski-Doo, Yamaha. А потом их стало еще меньше и до наших дней «дожили» лишь «киты» – Polaris, Bombardier, Arctic Cat, Yamaha.

НАЧУДИЛИ!

Во время снегоходного бума возникало множество интересных технических решений и оригинальных конструкций. Как только не чудили!
Прежде всего, в компоновке. Помимо передне- и заднемоторной была еще одна – сочлененная. Такой снегоход представлял собой два сцепленных модуля, моторный – спереди, грузопассажирский – сзади. Такую схему предлагала канадская компания Bolens. Ее «мотособаки» Hus-Ski не один десяток лет конкурировали с традиционными снегоходами. Главное достоинство «собак» – их можно было разобрать, моторный модуль помещался в легковом автомобиле (а те, как известно, у американцев не малые). Кстати, подобную схему вновь «изобрели» в Архангельске уже в начале нынешнего века (о ней будет в третей части нашей истории).

< года. 1965 Bolens от Hus-Ski>

А это «Красный Дьявол» той же компании.


Пытались возродить на новом уровне и «заднемоторники». Помимо упомянутой Honda White Fox, в 1972 году выпустила такой компоновки машину американская компания Raider. Модель «440» шиковала гармоничным, стремительным дизайном, в ней 440-кубовый мотор был полностью закрыт капотом. Другая особенность машины – две гусеницы широко расставлены, что обеспечивало ей исключительную устойчивость. Водитель сидел, словно в кокпите гоночной машины... Всем был хорош «Ездок», только вот пассажира (читай – пассажирку) посадить можно было разве что на плечи водителю. Очень похоже, этот изъян и предрешил неудачу машины, и через пару лет она сошла с рынка. Вместе с компанией.

Стремительный Raider 440 1972 года.

А это модель 1973 года.


Любопытный факт: попытку применить схему с задним расположением мотора сделала и компания «Бомбардье», можно предположить, чтобы избавиться от комплекса неполноты опробованных возможностей. Ведь в свое время Жозеф-Арман «перескочил» через такие машины. Модель Elite середины 70-х, помимо заднего расположения мотора, выделялся редкой двухгусеничной схемой и, самое главное, необычной посадкой водителя и пассажира – «бок-о-бок». Сноу-«паравоз» наделал шумихи!.. Но, как это порой случается, не имел особого спроса, и вскоре о нем забыли.

У Ski Doo Elite редкая для 1970-х годов заднемоторная компоновка и двухместное сиденье типа «бок-о-бок».
  

Снегоходы с посадкой «шеренгой» пробовали выпускать и другие компании. В начале 1970-х «засветилась» модель от Inovar Industries с шасси от Polaris Voyager. В SnoCoupe была кабина со сдвигаемой назад или убираемой совсем крышей. Водитель и пассажир размещались рядом, руль – мотоциклетный. Выпускали пять модификаций, в том числе и со сдвоенными гусеницами.

SnoCoupe (1970 г.) был единственный снегоход со сдвигаемой назад крышей.
  

Экспериментировали разработчики с моторами различных конструкций: оппозитами, двухтактниками с золотниками на впуске... Самый же в этом плане интересный аппарат – Johnson Golden Ghost (1973 г.) с роторным двигателем Ванкеля, его звучно назвали Rotura.

Johnson Golden Ghost (1973 г.) с роторным двигателем Ванкеля.
  

Существовал и снегоход Sno Runner под узнаваемым именем автопроизводителя – Chrysler. Эта машина представляла собой фактически мотоцикл для езды по снегу. Он и был похож на мопед, только вместо заднего колеса была небольшая гусеница, а вместо переднего – лыжа. Утверждается, что был в истории снегоходов и своего рода бэтмобиль родом из Канады от компании Alouette. Четыре (!) трехцилиндровых мотора общим литражом 2600 см3 и суммарной мощностью всех 340 «лошадей», как заявляла в 1971 году сама компания, были способны разогнать это чудо до скорости свыше 400 км/ч. Честно говоря, слабо верится…

«Гора родила мышь» – автогигант Chrysler выпускал такого «Снего-Бегуна».
  

А на другом конце земли отчудили финны: выпустили в 1980 году Finncat с... одной лишь гусеницей, без лыж! Поворот осуществлялся за счет отклонения в сторону передних роликов и упругого изгиба гусеницы. Не верите, что нечто подобное может существовать (тем более ездить) в принципе? Сам бы не поверил, но своими глазами видел в музее завода «Рыбинские моторы», откуда и фотография.

Одногусеничный Finncat.
Малыхин В. © 2017
Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz