«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» И «АРКТИЧЕСКАЯ КОШКА» МЕНЯЮТ ОРИЕНТАЦИЮ
Начав с тупикового направления, через восемь лет «Поларис»
переориентировался на машины компоновочной схемы Бомбардье, но слепо копировать
их не стал. Первой переднемоторной моделью стал Sno-Traveler Comet 1964 года.
Первая переднемоторная модель «Полариса» – Sno-Traveler
Comet появилась в 1964 году.
Polaris Comet ничуть не напоминал первую машину Бомбардье.
Любопытное предложение: на лето предлагалось лыжи заменять
на колеса!
К слову, «Арктик Кэт» переключилась на переднемоторные машины в 1963 году,
опередив тем самым Polaris. Ее модель Arctic Cat 100 выделялась длинным
трехместным сиденьем, лыжи были неподрессорены. В остальном она мало, чем
отличалась от SK-60 господина Бомбардье. Мощность двигателя также не превышала 10 л.с.
А вот Arctic Cat 100 1963 года напоминал Ski-Doo SK-60.
Последующий Arctic Cat 101 уже имел другой дизайн.
Сорок лет спустя модель Arctic Cat F1000 разменяла 150-сильный рубеж.
Сегодня на американском рынке в ряду 2009 года более 40 моделей кубатуры от 120
до 1100 см3, причем спортивных моделей больше, чем у кого-либо. Однако до
объемов производства начала 70-х сегодня далеко. Шутка ли, тогда в день
собирали по 1000 «Арктических Кошек»! Но вернемся к «Поларису». Любопытный факт: параллельно с «Кометой» несколько лет
выпускалась серия заднемоторных машин, причем они выглядели куда более солидно.
Однако именно маленькая «серая мышка» Polaris Sno-Traveler Comet ознаменовала
большой рывок к грядущей славе компании. Все последующие годы «Поларис»
наращивал свой потенциал, сумел пережить всеобщий экономический спад конца 70-х
и благополучно существует в наши дни, являясь одним из ведущих мировых
производителей сноумобилей. Так, в ряду 2009 года более тридцати моделей
снегоходов с кубатурой двигателей от 120 до 800 см3. Среди них есть и с
четырехтактными моторами, и с турбонаддувом, и «двухтактники» с впрыском
топлива. В общем, тоже «хай-тек» на «все деньги»…
Следующий шаг к современным снегоходам – Polaris Mustang (1965 г.).
Стиляга Galaxy образца 1980 года.
И ГРЯНУЛ БУМ!
С момента появления Ski-Doo в 1960 году в Штатах и Канаде как грибы после
дождя возникали новые снегоходные компании, фирмы и фирмочки – истории известно
более ста их имен. Езда на снегоходах стала модной и породила целую индустрию,
включающую выпуск специальной одежды и обуви, экипировки. В рекламных буклетах
времен снегоходного бума делали упоp на семейные ценности сноудрайвинга.
Организовывались снегоходные трассы и клубы, проводились соревнования и шоу.
Фанаты и матерые путешественники бороздили снежные просторы и покоряли полюса
(наверное, они сожалели, что их только два!). Пик продаж снегоходов (до полумиллиона в год!) пришелся на 1969-1971 годы –
тогда рынок еще был не насыщен (для информации – сегодня в мире производится
около 150 000 снегоходов в год). Согласно данным ISMA (Международной Ассоциации
Производителей Снегоходов), с 1970 по 1973 годы было реализовано более 1,8 млн.
снегоходов. В 1973 году, согласно данных журнала Snow Goer 47 производителей
наводняли рынок Америки и Канады 289 моделями. Однако, как учит весь опыт
развития человечества, хорошо долго не бывает... ТРАКТОРИСТЫ – ВПЕРЕД! Старейшая и крупнейшая американская компания John Deere (современной
название Deere & Company), известная строительной и сельскохозяйственной
техники аж с конца 19 века, тоже не смогла пройти мимо «лакомого куска», каким
в конце 60-х выглядел сноумобильный бизнес. Весомый козырь – обширная сеть
дилеров с/х техники на севере США и в Канаде. В 1971 году дебютировали сразу
две модели с моторами 339 и 436 см3, позже число моделей выросло до шести.
«Ничто так не бежит, как «Дир» – рекламный слоган 1972
года.
«Трактористы» отжигают…
На излете своей снегоходной биографии, в 1984 появилась модель Liquifire с
редким по тем временам мотором жидкостного охлаждения, кубатуры 436 см3.
Радиатор охлаждался снегом, который подбрасывала движущаяся гусеница. Также
впервые применили вариаторный узел с принудительным охлаждением воздухом.
Последняя модель «Джона Дира» Liquifire (1984 год).
МОТОЦИКЛОСТРОИТЕЛИ? ВСЕ ТУТ!
Современная мотоциклетная легенда Америки компания «Харлей-Дэвидсон» тоже
попробовала силы в снегоходном бизнесе. Модель Harley-Davidson 440 начала 70-х
обладала довольно заурядной зализанной внешностью – ни тебе пафосного большого
V-твина, ни рогатых рулей, кожи или хрома. Даже раскраска умиротворяюще
аморфная – бело-голубая с капелькой красного. «Снегохарлеи» делали лишь четыре
года (1972-1975), затем, видать, поняли, что раскручивать двухколесную легенду
проще, чем рождать оригинальные вещи в непривычном формате.
«Снегохарлеи» 1970-х не форсили кожей, хромом и большим
V-твином.
Не обошли стороной сноумобильный бизнес и закрепившаяся на американском
рынке японская «великолепная четверка» – Honda, Kawasaki, Suzuki, Yamaha.
Собственно, у них в Америке были свои филиалы. Самый яркий след на снегу оставила Yamaha – свой первый sled (снегоход) SL350
предложила в 1968 году. Его «изюминка» – двухтактный двухцилиндровый мотор с
первыми на снегоходах лепестковыми клапанами в системе впуска и системой смазки
Autolube.
Yamaha свой первый снегоход SL350 представила в 1968 году.
В 1976 году спортивный SRX440 с первым у компании мотором жидкостного охлаждения
вывел «Ямаху» в лидеры мировой снегоходной индустрии. Кстати, в прошлом (2008)
году компания, отмечая свое 40-летие «на снегу» выпустила эксклюзивную партию
снегоходов с окраской и некоторыми чертами первых машин.
Спортивная модель SRX440 с первым у компании мотором
жидкостного охлаждения.
Такую раскраску компания повторила к 40-летию «на снегу».
Забегая вперед, отметим, что машины с камертонами на эмблеме и в дальнейшем
не однажды удивят: двухтактная «четверка» (такое число цилиндров для моторов 2Т
– воистину технический подвиг) Vmax-4 увидела свет в 1992-м. А тремя годами
позже компания нарастила кубатуру до 800 см3 у модели Vmax-800, которая, к
слову, до наших дней используется сноудрэг-рейсерами. А абсолютный долгожитель
среди «фирменных машин (наш «Буран» не в счет), Bravo увидела свет в 1982 году.
Но настоящий фурор среди снегоходчиков произвела в 2003 году модель RX-1 с
первым в мире, как утверждалось, четырехтактным двигателем. Его кубатура –
литр, да еще в четырех цилиндрах, внушали уважение. (Для тех, кто не знает –
там использовался отлаженный мотоциклетный мотор). Впрочем, насчет своего
первенства господа из страны Восходящего солнца погорячились – видимо забыли
историю, или просто закрыли глаза на первые машины Элейсона. Впрочем, чего
только не сделаешь ради рекламы собственного товара!
Yamaha RX1 (2003
г.) с типа первым в истории «четырехтактником».
Вернемся все же в 1970-е. Honda, хотя в те годы не была такой великой и
могучей, но, тем не менее «сыграла» достаточно странно для своего уже
авторитетного имени. Она выпустила совершенно экзотический и в то же время
бесполезный снегоход White Fox. Посудите сами: водитель полулежал с вытянутыми
вперед ногами, 200-кубовый «двухтактник» размещался сзади. Ни пассажира
посадить, на сани прицепить. Однако те, кому удалось поездить на этом раритете,
отмечали исключительную маневренность и устойчивость «Белой Лисы» – благодаря
низко расположенному центру тяжести. Не удивительно, что дальше прототипа дело
не пошло.
Honda на волне снегоходного бума родила крайне
экзотическую «Белую Лису».
Kawasaki, чтобы не «изобретать велосипед», прикупила в 1977 году известную
уже лет десять компанию Sno-Jet и производила, в общем-то, неплохие машины до
1982 года.
Компания Sno-Jet была в снегоходном бизнесе с 1967 года,
еще до альянса с Kawasaki
Модель 1977 года Sno-Jet Astro 340 оборудовалась «одноствльным» мотором
мощностью 32 л.с.
Рессорная подвеска лыж была дополнена гидроамортизатором.
Kawasaki Sno-Jet 1977 года
В 1982 году Kawasaki показала, что могут мотоциклостроители: у модели
Sno-Jet LTD появилась 8-канальная продувка 440-кубового мотора, два карбюратора
Keihin и жидкостное охлаждение. Примечательным был и дизайн, однако это не
спасло снегоходы компании от вымирания.
Последняя, и довольно совершенная модель Kawasaki вышла в
1982 году.
Suzuki тоже «отметилась» – в 1972-1975 годах выпускала свою модель
снегохода. Но «золотое время» упустили – поздно разводить костер, когда начался
ливень: в середине 1970-х в США разразился печально известный нефтяной кризис.
Одна за другой компании стали выходить из снегоходного бизнеса. К началу 80-х
годов годовые продажи упали до рекордно низкого уровня – менее ста тысяч в год.
В 1980 на американском рынке осталось всего семь компаний: Arctic Cat, John
Deere, Kawasaki, Moto-Ski, Polaris, Ski-Doo, Yamaha. А потом их стало еще
меньше и до наших дней «дожили» лишь «киты» – Polaris, Bombardier, Arctic Cat,
Yamaha. НАЧУДИЛИ!
Во время снегоходного бума возникало множество интересных технических
решений и оригинальных конструкций. Как только не чудили! Прежде всего, в компоновке. Помимо передне- и заднемоторной была еще одна –
сочлененная. Такой снегоход представлял собой два сцепленных модуля, моторный –
спереди, грузопассажирский – сзади. Такую схему предлагала канадская компания
Bolens. Ее «мотособаки» Hus-Ski не один десяток лет конкурировали с
традиционными снегоходами. Главное достоинство «собак» – их можно было
разобрать, моторный модуль помещался в легковом автомобиле (а те, как известно,
у американцев не малые). Кстати, подобную схему вновь «изобрели» в Архангельске
уже в начале нынешнего века (о ней будет в третей части нашей истории).
< года. 1965 Bolens от Hus-Ski> А это «Красный Дьявол» той же компании.
Пытались возродить на новом уровне и «заднемоторники». Помимо упомянутой
Honda White Fox, в 1972 году выпустила такой компоновки машину американская
компания Raider. Модель «440» шиковала гармоничным, стремительным дизайном, в
ней 440-кубовый мотор был полностью закрыт капотом. Другая особенность машины –
две гусеницы широко расставлены, что обеспечивало ей исключительную
устойчивость. Водитель сидел, словно в кокпите гоночной машины... Всем был
хорош «Ездок», только вот пассажира (читай – пассажирку) посадить можно было
разве что на плечи водителю. Очень похоже, этот изъян и предрешил неудачу машины,
и через пару лет она сошла с рынка. Вместе с компанией.
Стремительный Raider 440 1972 года.
А это модель 1973 года.
Любопытный факт: попытку применить схему с задним расположением мотора
сделала и компания «Бомбардье», можно предположить, чтобы избавиться от
комплекса неполноты опробованных возможностей. Ведь в свое время Жозеф-Арман
«перескочил» через такие машины. Модель Elite середины 70-х, помимо заднего
расположения мотора, выделялся редкой двухгусеничной схемой и, самое главное,
необычной посадкой водителя и пассажира – «бок-о-бок». Сноу-«паравоз» наделал
шумихи!.. Но, как это порой случается, не имел особого спроса, и вскоре о нем
забыли.
У Ski Doo Elite редкая для 1970-х годов заднемоторная
компоновка и двухместное сиденье типа «бок-о-бок».
Снегоходы с посадкой «шеренгой» пробовали выпускать и другие компании. В
начале 1970-х «засветилась» модель от Inovar Industries с шасси от Polaris
Voyager. В SnoCoupe была кабина со сдвигаемой назад или убираемой совсем
крышей. Водитель и пассажир размещались рядом, руль – мотоциклетный. Выпускали
пять модификаций, в том числе и со сдвоенными гусеницами.
SnoCoupe (1970
г.) был единственный снегоход со сдвигаемой назад
крышей.
Экспериментировали разработчики с моторами различных конструкций:
оппозитами, двухтактниками с золотниками на впуске... Самый же в этом плане
интересный аппарат – Johnson Golden Ghost (1973 г.) с роторным
двигателем Ванкеля, его звучно назвали Rotura.
Johnson Golden Ghost (1973 г.) с роторным
двигателем Ванкеля.
Существовал и снегоход Sno Runner под узнаваемым именем автопроизводителя –
Chrysler. Эта машина представляла собой фактически мотоцикл для езды по снегу.
Он и был похож на мопед, только вместо заднего колеса была небольшая гусеница,
а вместо переднего – лыжа. Утверждается, что был в истории снегоходов и своего
рода бэтмобиль родом из Канады от компании Alouette. Четыре (!) трехцилиндровых
мотора общим литражом 2600 см3 и суммарной мощностью всех 340 «лошадей», как
заявляла в 1971 году сама компания, были способны разогнать это чудо до
скорости свыше 400 км/ч.
Честно говоря, слабо верится…
«Гора родила мышь» – автогигант Chrysler выпускал такого
«Снего-Бегуна».
А на другом конце земли отчудили финны: выпустили в 1980 году Finncat с... одной
лишь гусеницей, без лыж! Поворот осуществлялся за счет отклонения в сторону
передних роликов и упругого изгиба гусеницы. Не верите, что нечто подобное
может существовать (тем более ездить) в принципе? Сам бы не поверил, но своими
глазами видел в музее завода «Рыбинские моторы», откуда и фотография.