Вторник, 2017-12-12
Хибины Мотосервис
Форма входа
Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
БАШКИРСКИЙ СЛЕД
Рыбинская монополия снегоходного производства была разрушена в начале 90-х руками… того же Дерунова. Волею судеб (а точнее подковровой возни руководства), Герман Павлович оказался не в фаворе и его «сослали» в Уфу. Там располагалось тоже авиапредприятие УМПО (Уфимское моторопроизводительное объединение), где так же существовала потребность в ТНП. Там делали мотоблоки и моторы для автомобилей «Москвич», но, видимо, казалось: «маловато будет».
Теперь – чуть в сторону: весной 1990 года по линии ДОСААФ совместно с американцами затеяли снегоходный пробег (в воздухе витала эйфория от Перестройки). Американская сторона выставила два перспективных Аrctiс Сat, а честь нашей страны защищал «Буране М» мастер спорта международного класса по мотокроссу Григорий Иванович Шулик (сейчас он Президент НМФР). Говорят, что на снегоход он сел впервые и поначалу упорно жёг ремни, «выжимая сцепление» (то есть используя тормоз). Американцы на «Арктических Котах» пересекли четыре штата по США, две провинции по Канаде и прилетели самолётом в Хельсинки, наши снегоходчики встречали их в Торфяновке. Дальше – просто анекдот, не знаю, верить ли. Но вполне могло быть: для пробега заказали в ДОСААФ новые снегоходные костюмы, указав все требования к ним (тёплые, непромокаемые и т.д.). Они были получены перед самым отъездом, вскрыли – костюмы оказались для водолазов, руки не согнуть. Так и поехали до торжественного финиша в подмосковном Раменском кто в чем. Заключительный этап этого пробега не состоялся, янки одного своего «Кота»» подарили кому-то в Новосибирск, а второй попал в Уфу. Вот тут-то на него и «положил глаз» Герман Павлович Дерунов…

Видимо, эта модель Arctic Cat Panther послужила прототипом уфимской «Рыси».

Через некоторое время Уфа стала производить свою версию под названием «Рысь» (в этом тоже легкая издевка – так можно перевести Аrctiс Сat). Если о машине в двух словах, то это легкий снегоход с пол-литровым двухцилиндровым «воздушником», неприхотливым и прекрасно переваривающим 76-ой бензин. Спереди – рычажная подвеска лыж, до которой рыбинцы «доросли» на серийных моделях лишь в 2008 году («Тайга-Атака»). У машины одна скорость для движения вперед, и задний ход, «нейтралки» нет, что есть некоторый недостаток. «Рысь» всегда была более комфортабельной машиной, чем «Буран», и потребляла значительно меньше горючего, хотя и уступала по проходимости и тяге.

Первое упоминание Рыси в журнале «Мото» (№3-1995).

Последние модели «Рысь-500М» пошли с 500-миллиметровой по ширине гусеницей и 40-сильным мотором, изменился дизайн капота. Всего в Уфе было сделано немногим более 16 тысяч снегоходов. Теперь о них можно говорить в прошедшем времени: с прошлого года «Рыси» стали достоянием истории. Все производственное объединение влили в состав рыбинского авиагиганта НПО «Сатурн», фактически владеющего и снегоходной «Русской механикой».

Снегоход «Рысь-500М» начала 21 века.

Последняя модификация с обновленным капотом.


ПОПОЛАМ МОТОР
Думаю все, кто когда-либо имел дело с «Бураном», безнадежно застрявшим в слусе (снего-водяной каше), мечтал о машине легкой, пусть в ущерб «двухместности» и способности «тащить лося за рога». К тому же примеры перед глазами были: та же Yamaha взяла в 1982 году половинку мотора от своего работящего Viking’а и выпустила «Бравика» – Yamaha Bravo 250. У машины нет передачи заднего хода, узкая гусеница, одноместное сиденье и одноцилиндровый 250-кубовый «двухтактниик» мощностью всего 18 л.с. И она выпускалась до последнего времени!
И вот в 1984 году методом отсечения одного цилиндра от уже отлаженного «бурановского» движка появился силовой агрегат новой машины. А поскольку такой «дохлый» мотор все равно не смог бы тащить две гусеницы, отказались от схемы «Бурана» и пришли к той, которую давно уже использовало все прогрессивное человечество: две лыжи и одна узкая гусеница. Детище нарекли «Икаром», у первой партии из 50 машин была алюминиевая рама, что скидывало веса около 25 кг. У «Икаров», которые полтора десятка лет выпускали параллельно с «Буранами», была простейшая силовая передача – без коробки реверса. Их выгодно отличали мягкая подвеска гусеницы, хорошая маневренность и завидная экономичность.

Прототип «Икара».

«Икар» из первой партии, с алюминиевой рамой, его собирались выпускать в Хабаровске.


Первая серийная партия «Икаров» увидела свет в 1984 году.

«Икары» как кость в горле сидели у организаторов производства: машина специфичная, а собирать в общем потоке с «Буранами» не удавалось. В то же время за расширение номенклатуры и внедрение новой техники премии платили…
В итоге их то запускали, то сворачивали, не забывая каждый раз методично уничтожать оснастку. В середине 90-х чуть было не отдали в Хабаровск. В конце 90-х возродили и, выпустив примерно три сотни машин «Икар М» опять оснастку выкинули…

Модернизированный «Икар-М» конца 1990-х: появилась спинка и амортизаторы лыж.

В 2002 году, после освоения «Тайги», к идее «половинок» вернулись вновь. В спешном порядке (как у нас все делается, как будто петух клюнул в характерное место) разработали легкий снегоход под кодовым названием «Малышок», он же «Вьюн». Презентация проходила с помпой – помню нас, столичных журналистов, везли в Рыбинск на роскошном автобусе, и первое «наливай» раздалось еще до выезда за МКАД. На заснеженной лужайке внимание от нового снегохода отвлекали девушки, наряженные в русские национальные костюмы, предлагавшие коньяк и красную икру. Показательно, что официальное имя половине «Тайги» так и не придумали – через какое-то время директору Юрию Ласточкину пришла гениальная мысль, что такой снегоход не нужен (типа «чего нищету плодить»), и его, вместе со всей документацией, надо уничтожить. Что и было быстро и технично сделано, ведь ломать – не строить!

 2002 год. «Пол-Тайги» под кодовым названием «Малышок», он же «Вьюн».

«Малышок» был шустр, хотя в моторе всего 250 «кубиков».

А в прошлом году идея, как птица Феникс из пепла, вновь возродилась. Сначала рвали волосы на том месте, куда обычно клюет петух, что не осталось прежних разработок, потом, засучив рукава, вновь засели за кульманы. Нет, вру, кульманов давно в КБ нет, теперь там современные компьютеры и самые последние конструкторские программы. Поэтому работается быстро – и новая машина под условным названием «Тикси» готова к испытаниям. Постигнет ли ее участь предшественницы – время покажет…

Прототип легкого снегохода «Русской Механики» под условным названием «Тикси» (2009 год).

СКАНДАЛЬНОЕ ДИТЯ ДЕФОЛТА.
В середине 90-х XX века даже руководство в Рыбинске понимало: отставание «Бурана» от зарубежных образцов колоссально, к тому же в Уфе Герман Дерунов наладил выпуск более современной машины («Рыси»). Надо было что-то предпринимать. Отдали в ленинградский институт какой-то там Эстетики, прорабатывать дизайн перспективного снегохода. Машины в металле еще не было, только полноразмерный макет, но имя уже придумали – «Тайга». Дизайн отличался самобытностью, что-то в нем было.

Макет «Тайги» в натуральную величину.

Однако все сложилось по-другому. Дело в том, что как раз в это время мировой снегоходный лидер BRP решил завалить своими «ски-душками» обширнейший российский рынок, и использовать для этого производственную базу «Рыбинских моторов». А именно: выстроить ситуацию таким образом, чтобы прекратить выпуск устаревшего «Бурана», а вместо него протолкнуть на рынок свой «Скандик», только российской сборки. Идея была, в общем-то, обоюдовыгодная. К тому же закончилась «ссылка» Германа Павловича в Уфе, он вернулся на родной завод и поддержал идею. Согласитесь, осваивать освоенную модель проще, нежели «пускаться по морю в тазу» разрабатывая полностью свою машину: деньги те же (имеется в виду зарплата), а мороки гораздо больше.
И вот в апреле 1998 года директор «Рыбинских моторов» Юрии Ласточкин и представитель канадской фирмы подписали соответствующий протокол о намерениях. Пожал и друг другу руки, установили сроки работ, инженеры начали готовить документацию под использование канадского оборудования, а экономисты, потирая руки, подсчитывать фьючерную прибыль...
Но грянул памятный августовский кризис. Но не наших людей он припугнул, а заокеанских партнеров. Те прислали факс: «Извините, господа, теперь мы не решаемся рисковать своими капиталами...». Заводчане стояли перед выбором: или полный крах (по милости трусоватого партнера), или довести дело до конца уже исключительно собственными силами. Словом, «удравший» компаньон выбора не оставил, к тому же процесс в стране был хорошо известен (о чем я уже писал). Быстро переделали чертежи и сортамент проката под российские стандарты, комплектующие купили у японцев (хотя позже те, из солидарности с канадцами, периодически отказывались от поставок, и приходилось менять компании). Пришлось (а куда деваться!) скопировать кое-какие «железки». Мотор а-ля «Rotax-500» получился… так и хочется сказать: « не хуже оригинала». Нет, получился «как обычно» и долгое время были проблемы: то поршни прихватывало, то система зажигания отказывала, лопались пружинки выпускной системы или на морозе обрывались ремни вентилятора.

В июле 1999 года была собрана первая партия снегоходов «Тайга-500Д».

В 2001 году появились и спортивные модификации.


Были в таком повороте событий и другие «плюсы» (это помимо «халяввности» полученной машины): «Рыбинские моторы» «ухнуло» большие силы и средства: приобрели немецкие станки с ЧПУ для раскроя и гибки металла, линию подготовки и окраски порошковыми эмалями, установку для изготовления стеклопластика, станки для резки стеклопластика водяной струей, позже – современную конвейерную линию. Правда, последнюю используют сегодня для сборки «Буранов» – спрос на них в десяток раз превышает спрос на «Тайгу». А в те годы будущее выглядело в радужном свете: планировали выпускать 17 000 новых машин в год…

ЛЮБОВЬ, ПОХОЖАЯ НА СТОН

Уверен: самопалы в любой области техники строят не от хорошей жизни. Я говорю не о супернавороченных супермощных, отягощенных хай-теком монстрах, а о машинах утилитарных, простых и дешевых. Их рождают тогда, когда государство не может удовлетворить спрос простых людей и организовать производство в стране или импорт по разумным ценам. Не вымерли самопальщики и сегодня, и все по той же причине.
Один любопытный образчик встретил два года назад во время поездки по Рыбинскому морю (так называют водохранилище из-за его невъ…, необъятных размеров). У профессионального рыбака из Гаютино (что Вологодской области) с виду – обычный «уставший» «Буран», и не сразу замечаешь две лыжи. Дальше-больше – под капотом мотоциклетный мотор от 350-кубового «ИЖа», который устанавливали на инвалидные мотоколяски. Но главная особенность – механическая коробка передач (четырехступенчатая), которая, по уверению рыбака, дает исключительную экономичность. Там же, на рыбинке, мы встретили еще один снегосамопал, в более легком классе, с мотором от мотоблока.

Самопал с мотоциклетным мотором и коробкой передач.

Легкий «мотоблочный» снегоход.


Ну а ехали мы, чуть не забыл самое главное – на «Зимогоре». Этот уникальный снегоход оборудован четырехтактным V-твином. Нет, не от «Харлея» (если кому-то пришла такая мысль), но тоже от американской фирмы по имени Briggs&Stratton. Если вы помните вторую часть нашей истории, то в 50-60-е годы предшественников этих моторов устанавливали на снегоходы заднемоторной компоновки. Возможно, цифра максимальной мощности (16 сил) этого «стационара» для бензогенератора не звучит пафосно, но крутящий момент на малых оборотах (33 Н.м при 2400 об/мин) впечатляет. Электрозапуск и система смазки под давлением, мизерный расход топлива (12-15 литров на «сотню» и двухгодичная гарантия на мотор – веские аргументы в пользу такого движка. Правда, это не совсем самопал – Аркадий собирается сертифицировать машину и выпускать ее малыми партиями…

«Зимогор» Аркадия Попова из Рыбинска готовится к производству.

Применяется компьютерное моделирование.

V-твин от Briggs&Stratton вписался под капот.


Еще одна мелкосерийная машина, причем уже в настоящем – снегоход МВП-1, который производит компания «Моторс Василия Прядеина». Титулованный мотогонщик из Ирбита в свое время также прославился разработкой шасси для спортивных мотоциклов с колясками. Поэтому неудивительно, что мотор в снегоходе Василия Прядеина – двухтактный одноцилиндровый (560 см3), разработанный «по мотивам» кроссовых моторов КТМ и Honda. Двигатель оснащен жидкостным охлаждением (с термостатом), он развивает максимальную мощность свыше 40 л.с. О надежности агрегата свидетельствует тот факт, что он с успехом использовался в мотокроссе.

Мотор МВП отработан на кроссовых мотоциклах с колясками.

По компоновке МВП схож с «Бураном»: у него одна лыжа и две гусеницы. Но подвески и лыжи и гусениц куда более совершенны – на них установлены амортизаторы, увеличен ход подвесок (на задних катках – 150 мм). Рама машины – особая гордость Прядеина, ведь его рамы для спортивных мотоциклов с колясками под маркой BSD признавались лучшими на чемпионатах мира по мотокроссу с колясками семь сезонов подряд и даже продавались за границу.
Новый снегоход задумывался как сугубо утилитарный, в нем максимально использованы достоинства однолыжной схемы. Показательно, что этот снегоход не скопирован с зарубежных прототипов.

Заостренный и задранный нос не позволяет снегоходу зарываться в сугробы и наметы.

МВП – снегоход с русской «душой».


Неудивительно, что с началом массовой «скутеризации» России пытались использовать дешевые китайские узлы от скутеров на легких снегоходах. Так, в начале 2006 года «Русская Механика» поручила инженерному центру «Итлан» легкую модель снегохода. Я катался на этом прототипе со скутерным 150-кубовым мотором 4Т. Его 13 «сил» хватало для того, чтобы аппарат весом около 100 кг разогнать до 35-40 км/ч, при этом расходуя 10-12 л топлива «на сотню». Гусеница – от «Бурана», она распространена, относительно недорогая и гарантирует долговечность и проходимость.

Прототип «ИТЛАН» со скутерной «начинкой».

ЧУДИЛИ И У НАС
Прежде всего, о собаках. Нет, не о четвероногих, а с моторчиком, помните такие выпускала компания Bolens еще в 60-х годах прошлого столетия. Идею неожиданно подхватило архангельское ООО «Диаскан» (ныне ООО «Райда»), каким-то чудом сумело запатентовать ее (впрочем, патента в глаза я не видел) и наладить массовое производство. Причем не где-нибудь, а в славном, с точки зрения истории снегоходов, городе Рыбинске. Буксировщик КБ48 «Райда» использует «одноствольный» и естественно четырехтактный Briggs&Stratton (9 л.с.) и гусеницу по типу «бурановской» (она тоньше и шириной 500 мм). Водитель стоит на прицепных санях-волокуше (по сути, пластмассовом корыте), либо сидит на поклаже или ящике рыбака (в комплект не входит). В передней части буксировщика предусмотрен открытый сверху багажный отсек. Если снежное покрытие плотное, можно прицепить еще одни сани. Мотособака пользуется спросом – в год производят около 800 штук.

Буксировщик «Райда».

Идею буксировщика, но «наоборот», то есть толкача воплотил еще один соотечественник Евгений Чучин. Его «Махарайка» меньше по размерам, и толкать она может лишь одного лыжника, стоящего на «своих двоих».

Толкач Евгения Чучина.

Григорий Гуменный из украинского городка с оригинальным названием Городок участвовал в создании полноприводного мотоцикла «Баксан-80 2WD», на котором редакция журнала «Мото» (в том числе и автор этих строк) заехала в 2003 году на Эльбрус. Вдохновившись успехом, вернувшись на родину и отъевшись салом, он построил первый в мире полноприводный одноколейный гусеничный мотоцикл CIVAR. Маневренность снегобайка сопоставима с обычным дорожным мотоциклом, разве что требуется прикладывать к рулю чуть большие усилия. Не разочаровала и проходимость: вездеход преодолевает снег глубиной 50 см, уверенно движется по снежной целине и штурмует крутые горки.

Гусеничный мотоцикл CIVAR Григория Гуменного.

В снегоскутере московской фирмы «А-тех»под названием Discovery применен блок «двигатель-трансмиссия» от 125-кубового китайского скутера, разгоняющий аппарат в хороших условиях до 35-40 км/ч. Широкое использование легких сплавов не дало превратить «Первооткрывателя» в монстра – его сухая масса составляет всего 110 кг. Профиль самодельной гусеницы позволяет на хорошей дороге проходить повороты с наклоном.

Снегоскутер Discovery.

ЗАПОВЕДНИК АНТИКВАРОВ
Ну, вот мы и подобрались к концу истории. На наших необъятных просторах остался один крупный производитель снегоходов – «Русская механика», но она, как и раньше, не балует изобилием. Напомню, мировые «киты» имеют в арсенале по четыре-пять десятков современных моделей, у нас же – лучше и не говорить. Чтобы вы почувствовали, если, придя в салон покупать автомашину, вам предложили 21-ю «Волгу»? А ведь ровесник этого автораритета снегоход «Буран» до сих пор «в строю»! Выпуск составляет порядка 7 тысяч машин в год, это 2/3 всей программы «Русской Механики».

Сборку «Буранов» осуществляют на конвейере, в то время, как «Тайгу», из-за малости выпуска, собирают на стапелях.

Этот эксклюзив от рыбинской «Русской Механики» являет собой сегодня единственную не только в России, но и в мире машину с компоновкой «одна лыжа-два гусеницы». Такая схема имеет лишь одно достоинство – она позволяет не снижая скорости ехать по мелколесью, не боясь зацепиться лыжей за ствол. Охотники на севере закрепляют спереди вокруг лыжи дугу из стальной трубы и с такой защитой гоняют дичь по тайге.

«Буран» матерого охотника Юдина из Якутии.

Низкая цена обусловлена скудностью предоставляемых «удобств»: нет системы раздельной смазкой, электрозапуска, обогреваемых рукояток, нет указателя уровня бензина. К тому же мотор имеет плохую звукоизоляцию, подвесок практически нет, а катковая конструкция направляющих гусениц подвержена забиванию снего-водяной «кашей» на поверхности озер. В 2009 году предлагают четыре модификации, две из которых – с удлиненными гусеницами (3700 мм), это абсолютный лидер по проходимости по глубокому снегу.

«Буран MD» – лидер по проходимости по глубокому снегу.

Из последних новостей: год, как на «Буране» провели рестайлинг капота, теперь устанавливают электростартер и обогреваемые рукоятки. Также испытывают образец с четырехтактным мотором Briggs&Stratton.

Последний «Буран LD» с рестайлинговым капотом.

Наиболее современно семейство «Тайги». У всех снегоходов семейства в трансмиссии есть понижающая передача, применены гусеницы шириной 500 мм, хотя тормоза – с механическим приводом, как было 35 лет назад на первых рыбинских машинах. Лидером считается «Тайга-Атака», двухтактный двигатель впервые на отечественных снегоходах получил жидкостное охлаждение, он с двумя карбюраторами Mikuni и системой раздельной смазки. Мощности нового двигателя (60 л.с.) достаточно, чтобы разгонять аппарат до скорости 115 км/ч. Применена повышенная звукоизоляция, обогреваемые рукоятки руля. Главное отличие от других снегоходов семейства – рычажная подвеска лыж, вместо телескопических стоек. Производится еще пять модификаций «Тайги», все они – с телескопической подвеской лыж и мотором-«воздушником». «Тайга-Атака» с мотором-«водянкой» и рычажной подвеской лыж (2008 год).

Из последних «шевелений» сноумонополиста – снегоход Tungus, который только-только народился. У «Тунгуса» двухцилиндровый 850-кубовый инжекторный мотор-«водянка» немецкой компании Veber. Он выдает 80 «сил» и разгоняет снегоход до 120 км/ч. Ожидается, что новинка встанет «в строй» уже летом…

Опытная модель снегохода «Тунгус» (2009 год).

Увы, снегоходы от «Русской механики» теряют привлекательность из-за сближения цен с фирменной продукцией. Успеют ли земляки довести свои машины до мирового уровня, прежде инфляция в стране сделает невыгодным что-либо производить? Вопрос вовсе не праздный, да и китайцы подпирают, первые «ласточки» на нашем рынке уже появились…
Фото из архива автора, с сайта www.russnegohod.ru, а также предоставлены Андреем Карасевым (Москва), Германом Деруновым (г. Рыбинск).


Малыхин В. © 2017
Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz