Рабочие лошадки Arctic Cat тоже
делает, хотя они и не являются основным направлением для данной компании.
Линейка утилитарных снегоходов от Arctic Cat называется Bearcat и представлена
четырьмя аппаратами: Bearcat 570, Bearcat WT 660, Bearcat WT 660 Turbo и
Bearcat WT 660 Turbo Articulating. Это большие, тяжелые, почти всегда очень
мощные машины с большим числом багажных отделений.
На Bearcat
570 стоит 2-тактный, 2-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением объемом всего
565 кубиков и мощностью 63 л.с. Топливный бак – 49,2 литра. Бывает только
красного цвета. Размер гусеницы лишь чуть (на 1 дюйм) шире, чем у спортивных
моделей – 407х3962х25,4 (длина, ширина, размер гребенки). В стандартной
комплектации – электростартер, подогреватели рукояток, задний ход, фаркоп. В
общем, достаточно слабенький представитель своего класса. Весит этот снегоход
254кг.
Bearcat WT
660 – машина несколько поосновательнее. Несмотря на то, что ее двигатель
объемом 660 кубов немного уступает по мощности (53
л.с.), это уже настоящий "вайдтрак" (отсюда и сокращение WT в
названии модели). Двигатель тут уже 4-тактный, с жидкостным охлаждением,
3-цилиндровый. Топливный бак – 60,6 литра. Ширина гусеницы уже 508мм. Длина,
правда, такая же как у Bearcat 570. В стандартной комплектации тоже все то же
самое. Зато данная машина уже может перевозить 3 седоков – правда, в стандарте
сиденье идет двухместное, но трехместное предлагается как опция. Также в
качестве опции доступна система удаленного запуска двигателя (весьма редкая
штука на снегоходах).
Bearcat WT
660 Turbo отличается от предыдущего аппарата двумя параметрами – мощностью
двигателя, из которого с помощью турбины выжали 110 л.с., и возможностью в
качестве дополнительной опции установить систему двусторонней радиосвязи. Весит
машина на 6кг больше – 316кг.
Наконец,
Bearcat WT 660 Turbo Articulating отличается от предыдущей модели только
конструкцией задней подвески. В США Turbo и Turbo Articulating стоят одинаково.
Обе эти модели уже в базе комплектуются зеркалами заднего вида.
Линейка
рабочих лошадок Polaris еще менее разнообразная, чем у Arctic Cat – всего две
модели. Послабее и подешевле – модель Polaris 340 Transport, помощнее и
подороже – модель Polaris WideTrack LX.
Модель 340 Transport традиционно
черного для Polaris цвета. Сухой вес – 225кг, что весьма немного для рабочего
снегохода. Двигатель 2-тактный, 2-цилиндровый, с воздушным охлаждением, объемом
339 кубических сантиметров и мощностью всего 36 л.с. Имеет бак объемом 46,4
литра. Размер гусеницы тоже совсем не утилитарный – 381х3454х31,8. Фаркоп и
задний ход есть, а вот электростартер – только в качестве опции. Присутствует в
комплектации и ремень безопасности для пассажира. В целом, даже не совсем
понятно, почему Polaris позиционирует этот аппарат в разделе утилитарных машин
– у российских дилеров он проходит в категории туристических снегоходов, да еще
и начального уровня, с учетом цены и сравнительно бедного оснащения. Цены в США
на Polaris 340 Transport начинаются от 5 000 долл. В Россию этот аппарат хоть
официально и поставляется, но большим спросом не пользуется – мелковат для
отечественных масштабов. А вот модель
WideTrack LX – уже самый настоящий "вайдтрак", да еще и вдобавок
считающийся одним из самых надежных в строю себе подобных. Машина
оснащена тяговитым 2-тактным и 2-цилиндровым двигателем с жидкостным
охлаждением объемом 499 кубиков и мощностью 65 л.с. Сам Polaris позиционирует
его как "полноприводный джип" среди снегоходов. Весит машинка ни
много, ни мало 292кг. Топливный бак – 49,2 литра. В стандартном оснащении
присутствуют все традиционные для рабочих лошадок функции: фаркоп, задний ход,
электростартер, обогрев рукояток руля, задний багажник, розетка 12В.
Традиционная для настоящих утилитарных машин широкая гусеница – 508х3962х25,4.
Машину отличают также высокое ветровое стекло и традиционный черный цвет.
Утилитарные
снегоходы Bombardier Ski-Doo представлены серией Skandic (плюс описанный выше
Bombardier Ski-Doo Expedition TUV (серия Expedition) тоже можно отнести к
классу утилитарников). Expedition TUV доступен с несколькими вариантами
двигателей, самый мощный из которых – доработанный в подразделении Rosan
4-тактный мотор V-1300, объемом 799,9 кубиков, из которого смогли выжать 103
полноценные л.с.
Серия Skandic представлена рядом
более мощных аппаратов и несколькими так называемыми легкими утилитарными
снегоходами. К первым можно отнести машины Ski-Doo Skandic SUV и Ski-Doo
Skandic WT. Skandic SUV – классический и хорошо оснащенный
"вайдтрак". Цвет – черный, гусеница – 500х3968х31,8, ветровое стекло
– сверхвысокое, электростартер, фаркоп, розетка 12В, багажник, 2-местное
сиденье со спинкой, зеркала встроенные в ветровое стекло – в стандарте. Вес –
либо 297кг (в версии с двигателем 553,4 куб. см. на 57 л.с.), либо 327кг (в версии
с двигателем 594,4 кубика мощностью 90 л.с.). Объем топливного бака – 42 литра.
Доступен также в версии Scandic SUV 600 HO SDI с мотором 594,4 кубика, но
увеличенной мощности (109 л.с.), на усиленной платформе Yeti III.
Ski-Doo
Skandic WT считается версией несколько попроще. Но на деле практически не
отличается от SUV-ов, разве что цветом – сочетанием желтого и черного. Гусеница
такая же, набор опций такой же. Мотор – либо на 57, либо на 90 л.с. В версии
SWT (Super Wide Track) имеет еще более расширенную (до 600мм) гусеницу,
доработанный 4-тактный мотор V-800 (799,5 кубов, 65 л.с.). Отличается
повышенной проходимостью. В России предлагается в среднем за 415 тыс. руб. Все
вышеуказанные аппараты имеют багажники, в том числе багажник под сиденьем.
Наконец, Ski-Doo
Skandic Tundra представляют собой линейку облегченных утилитарных снегоходов.
Цвет – сочетание желтого и серого. Гусеница уже не такая широкая, как у
предыдущих "скандиков" - 406мм. Четыре варианта двигателя – 268,7
кубов (27 л.с.), 436,6 куб. см., 553,4 куб. см. (57 л.с.) и 799,9 (65 л.с.).
Первые три – 2-тактные, последний – 4-тактный. Диапазон по весу – от 172 до
245кг. Примечательно, что примерно половина этих аппаратов - одноместные, что
нетипично для утилитарников, даже легких. Утилитарные
снегоходы Bombardier Lynx представлены сериями Ranger (облегченные
утилитарники) и Yeti (полноценные рабочие снегоходы). Аппараты Yeti (часть
которых порой относят к туристическому классу, на самом деле они являются
полноценной комбинацией обоих ("турингового" и утилитарного) классов снегоходов) –
основная линейка продукции BRP Lynx. Два аппарата (Yeti V-1300 и Yeti 600 SDI)
мы рассмотрели в разделе туристических аппаратов, остальные рассмотрим здесь, в
разделе рабочих снегоходов. Это аппараты Yeti 550, Yeti V-800 n Yeti PRO V-800.
550-ый – самый простой аппарат серии, с движком всего в 553,4 кубика (57 л.с.)
с воздушным охлаждением. Вес – 300кг (самый легкий аппарат семейства Yeti),
полноценная широкая (500-ая) гусеница, полная комплектация, сверхвысокое ветровое
стекло, темно-синий цвет. Бак – 42 литра, цена – около 310 тыс. руб. в РФ. Yeti
V-800 и Yeti PRO V-800 – немного помощнее (с 800-кубовым 4-тактным двигателем
Rotаx на 67 л.с.). Тоже темно-синий цвет, вес – 330кг. Сиденье для двух
пассажиров со спинкой, противоугонная система собственной разработки DESS (оной
комплектуется большинство аппаратов Lynx), аж целых две 12В-розетки. Версия
обычного 800-го и 800-го PRO отличаются друг от друга только размером гусеницы
– у PRO она еще более расширенная (до 600мм). Наконец, в России доступен новый
аппарат Lynx Yeti PRO Army V-800, выделяющийся уникальным белым (маскировочным)
цветом, большим и оригинальной формы багажным кофром, а также новым
дополнительным кенгурином переднего бампера. Сохранена вся та богатая комплектация,
которая присутствует во всех версиях Yeti. Эта красота предлагается в России за
433 тыс. руб. Да, все Yeti в базе идут двухместные, с возможностью установки
3-местного сиденья. Легкие
утилитарники Lynx представлены моделями Ranger (цвет 2008 модельного года –
серый с красным) и Forest Fox (цвет – темно-синий). "Рейнджеры"
предлагаются с двумя двигателями – 2-тактным на 553,4 кубика и 57 л.с. и
4-тактным 800-кубовым на 67 л.с. Бак – 34 литра, гусеница не
"вайдтраковская", а скорее, горная – 381х3968мм. Вес – 228 и 259кг
соответственно. Forest Fox – синий, 2-местный, но без спинки, с одним
карбюратором и скромным движком в 436,6 кубиков (на 41 л.с.). Бак – 37 литров,
ветровое стекло высокое, и вдобавок разделенное на 2 части.
Утилитарные снегоходы Yamaha
представлены несколькими аппаратами, самый "королевский" из которых,
- безусловно классический аппарат RS Viking Professional - флагман
широкогусеничных снегоходов Yamaha с двухдиапазонной трансмиссией, повышенным
тяговым усилием и высокой топливной экономичностью. Мотор в 973 кубика на 120
л.с. По двигателю это самый мощный классический утилитарник из всех, что
предлагаются на рынке ведущими производителями снегоходов. Гусеница –
508х3962х31,8. Вес – 347кг. Топливный бак – 41,6 литра. Двухместный, в
стандартной комплектации – все возможное оборудование без исключений, цвет –
красный.
Примечательно,
что в линейке профессиональной техники Yamaha – сразу несколько моделей,
описывая которые можно начинать со слова
"самый". Это не только уже упомянутый самый мощный Viking
Professional, но еще и самый доступный (в том числе и по цене) утилитарник –
Yamaha BR250T. Это классический аппарат еще из старой линейки этой компании,
благополучно и почти без изменений перекочевавший в новую. BR250T – легкий утилитарник
и одна из двух последних моделей Yamaha с 2-тактным двигателем (и воздушным
охлаждеием). Объем мотора – 249 кубов, мощность – 18 л.с. Всего 1 цилиндр.
Гусеница – 381х3455х19. Бак – всего 24,4 литра. При таких скромных
характеристиках аппарат тем не менее очень надежен и весьма неприхотлив.
Оснащен системой принудительной подачи топлива в цилиндр двигателя, что
гарантирует уверенный пуск даже в самых суровых погодных условиях. Очень
простая конструкция подвески и вообще всей технической начинки этого аппарата
делает его практически абсолютно ремонтопригодным даже в российском гараже или
в полевых условиях. Передний бампер сплошной и сделан из стали, а посему хорошо
защищает переднюю часть снегохода от повреждений при движении по кустарнику и
облегчает подъем. Фактически, по описанию понятно, что это настоящий
"японский УАЗик". Список опций только добавляет уверенности в такой
характеристике – в аппарате без преувеличения ничего нет! Ну никаких
современных удобств. Это очень спартанский снегоход – только для дела.
Единственное, что у него есть – это спидометр и фаркоп. Даже подогрев ручек –
только опционально. Никаких тебе электростартеров, задних ходов, и т.п. Явный
принцип "меньше наворотов - больше надежность". И даже по цене –
реальный конкурент отечественным "Буранам" - за эту скромную и
неприхотливую машинку с репутацией настоящего японского качества!
Также японский концерн предлагает
"золотую середину" – нечто среднее между солидным и навороченным
"викингом" и простецким BR250T по всем параметрам, в том числе и по
цене – модель Viking 540 III. Двигатель опять-таки для Yamaha старинный,
2-тактный. Объемом 535 кубиков и мощностью 53 л.с. Охлаждение опять-таки
воздушное. Бак – 31 литр. Гусеница – полноразмерная "вайдтраковская"
508х3962х25,4. Набор опций – уже значительно лучше, чем у "японского
снежного УАЗика" – задний ход с электростартером, наличие спинки у
сиденья, подогрев ручек.
И, наконец,
нельзя также не упомянуть в разделе утилитарников итальянскую компанию Alpina
Snowmobiles (штаб-квартира в Виченце). Фирма занимается узким сегментом
бизнеса, выпуская только снегоходы, и исключительно утилитарные аппараты
практически промышленного назначения. Их часто характеризуют как
профессиональные (в отличие от всех остальных "любительских" снегоходов).
Причем, машины от Alpina имеют интересную особенность, благодаря которой
отличаются и от традиционных западных моделей, и от российских тоже. Это мощные
снегоходы с двумя лыжами и двумя же (!) гусеницами. Причем производитель
"хулигански" позиционирует свой товар как "единственный снегоход
в мире с двумя гусеницами" (а как же "Буран"?!).
Подобных
размеров промышленные снегоходы – действительно, редкость по нынешним временам.
Alpina предлагает классические снегоходы с 2-тактным двигателем и аппараты под
маркой Alpina Sherpa с 4-тактным мотором. Это поистине огромный аппарат,
который выглядит словно американский дальнобойный грузовик в ряду легковушек.
Alpina Sherpa снабжена 4-цилиндровым двигателем объемом 1360 куб. см. и
мощностью 75 л.с., который соответствует экологическим нормам
"Евро-3". Вдобавок, мотор имеет систему электронного подогрева, для
функционирования которой его достаточно просто подключить к розетке. Двигатель,
кстати, совсем не снегоходский, ибо в линейке движков для снегоходов нет
моторов, способных сдвинуть с места этот "грузовик". Разработчики
поступили просто – взяли мотор от автомобиля. Правда, ездит эта рабочая лошадка
ни много, ни мало на 95 бензине. Длина гусеницы – 3970мм, а ширина –
стандартные для утилитарных моделей 500мм. Правда, не стоит забывать, что в
данном случае это 500мм умножить на два (ведь гусениц две). Бак – 55 литров.
Снегоход снабжен двойной системой головного света – основной и стояночной. Сухая
масса – 535кг. В стандарте идет сиденье для двоих с электроподогревом. Правда,
кузов для грузов настолько большой, что даже без прицепа на него можно
установить еще кресла для 3 пассажиров (плюс дуги защиты от переворачивания),
после чего аппарат станет аж пятиместным. Комплектуется электростартером,
счетчиком времени работы двигателя, электронной контрольной панелью,
отображающей все необходимые показатели, подогревом ручек и высоким ветровым
стеклом. В качестве допоборудования можно заказать прицеп-сани (в грузовом
исполнении или в пассажирском – на 6 мест с дугами безопасности). Дополнительно
поставляются также трассоукладчик и нарезатель лыжни. Alpina Sherpa
предназначена, в основном, для прокладки лыжных трасс или небольших горнолыжных
спусков, проведения экскурсионных поездок в снегах, подъема лыжников в горы,
перемещения снежных пушек, перевозки еды, дров и пассажиров, патрулирования,
сопровождения лыжных экспедиций, вызволения из беды других обычных снегоходов.
Снегоход Alpina Sherpa неторопливый, больше 60 км/ч не разгоняется, но это ему
и не надо.
В Европе эту
технику закупают, в основном, удаленные отели, запрятавшиеся где-то глубоко в
горах, или горнолыжные курорты. Но и стоит этот профессиональный аппарат
"профессионально" много – в РФ около 1 млн 150 тыс. руб. (примерно 47
тыс. долл. по текущему курсу). Правда, стоит отметить, что это товар не
массовый, а выпускаемый поштучно – отсюда и немаленькая цена. Alpina Mk2
поменьше, представляет собой нечто среднее между гигантским собратом Sherpa и обычным
снегоходом. Она оснащена 2-тактным двигателем объемом 625 кубиков и мощностью
65 л.с. Может поставляться как в карбюраторной, так и в инжекторной версиях.
Масса аппарата – на 100кг меньше, чем у Sherpa – 430кг. Имеет не 2 как обычно,
а целых 3 передачи для движения вперед. Размер гусениц - такой же, как у
Sherpa. Тахометр, спидометр и указатель уровня топлива – не в стандарте, а в
опциях. Емкость топливного бака – всего 40 литров. В стандарте рассчитан на 2
человек, но, как и на Sherpa, на этот снегоход можно установить в качестве
допоборудования 3-местное дополнительное сиденье в багажник. Грузовые и
пассажирские прицепы, как и трассоукладчики, тоже доступны.