Катание на снегоходе, будь то спорт или прогулка выходного дня,
предполагает транспортировку некоторого количества багажа. Какого именно –
связано со спецификой формата, но зачастую поклажа легко перевозится в багажной
сумке или рюкзаке. Настоящий «грузовой» формат – рыбалка, охота, путешествия,
вот тогда вес багажа идет на десятки и сотни килограмм. И на первый план
выходит необходимость правильных снегоходных саней.
Универсальных саней нет. Габариты груза, география местности, специфика
снежного покрова и еще ряд факторов накладывают требования иногда
взаимоисключающие. Так что у опытного «перевозчика» в гараже несколько
саней. И это грамотный ход.
Выбирая сани, покупатель решает целый ворох вопросов-условий: много снега –
подойдет пластик, большие морозы – пластик высокого качества, каменистая
местность – площадь скольжения из металла, перевозка 2-4 пассажиров –
амортизирующая подвеска, много воды и мало багажа – короткие волокуши, большие
габариты груза и вес – только сани. Мы условно разделим все конструкции на 4
группы: волокуши, сани грузовые, сани пассажирские, самоделки. И рассмотрим,
что на сегодняшний день предлагается, какие особенности этих конструкций.
Волокуши Сани-волокуши весьма популярны вследствие простоты конструкции и бюджетной
стоимости. Потому на просторах России масса предложений как от российских
производителей, так и от зарубежных. Самодельщики тоже не спят, и в бюджете от
5-7 тысяч могут за неделю собрать весьма любопытную конструкцию.
Однако простота, как известно, хуже воровства, и, выбирая сани-волокуши, нужно
учесть их самый важный минус – высокий риск повреждения углов передней части и
дышла прицепного устройства. Как хорошо охарактеризовал специфику волокуш
авторитетный российский путешественник: используя пластиковые российские
волокуши, нужно всегда иметь при себе моток прочной веревки, чтобы, когда в
повороте отломается дышло о дерево, на этом самом дереве и повеситься… Конечно,
радикальное заявление, потому как той же веревкой можно ситуацию спасти,
элементарно привязав пластиковое корыто к снегоходу. Не совсем удобно, но и не
смертельно! В преимущества саней-волокуш, к уже озвученным параметрам, таким как простота
конструкции и низкая стоимость, можно добавить малый вес, низкий центр тяжести,
удобную компоновку багажа, малое обмерзание пластика в шуге, по воде они идут,
как маленькая лодка.
Самый важный минус саней – это практически полное отсутствие комфорта при
перевозке пассажиров. Потому как такие сани контактируют с поверхностью
своей огромной площадью и у них отсутствует подвеска-амортизатор.
Соответственно, со всей площади контакта они неровности и собирают. Для
сравнения, сани на лыжах не заметят пень или камень промеж своей колеи,
волокуши примут весь удар на себя… Этот же фактор большой площадки контакта
делают сани-волокуши неприемлемым способом буксировки грузов в условиях горной
тундры: камни будут колоть днище.
Еще минус – это относительно невысокая грузоподъемность, ограничения груза по
длине, низкая курсовая устойчивость при движении вдоль склона, намокание вещей
при транспортировке в шуге или по воде.
Сани грузовые Грузовые сани имеют более сложную конструкцию, нежели пластиковые волокуши, но
их популярность также широка. Грузовые сани в качестве поверхности скольжения
используют лыжи. В конструкцию зачастую включают амортизирующий узел.
Если классифицировать сани на группы, можно выделить отдельный класс
утилитарных саней для перевозки больших и длинномерных грузов. И популярен
класс компактных саней-боксов, для туризма и путешествий.
Главное положительное качество саней – их большая грузоподъемность. Не менее
главное – это их комфортный ход в силу подвески и ограниченной площади
контакта с трассой. Они действительно, по сравнению с волокушами, ограниченно
контактируют – площадью одних только лыж. За счет широкой базы лыж они
устойчивы в повороте, а благодаря конькам у них неплохая курсовая устойчивость
на склонах.
В силу относительно высокой посадки платформы на груз меньше попадает вода, а
если и попадает, то не скапливается. Из явных минусов – более высокий по
сравнению с волокушами собственный вес саней. Применение металлических узлов и
деталей в конструкции приводит к их сильному обмерзанию. Потому имеешь сани –
имей и молоток-киянку для сколачивания льда!
Сани-платформы требуют кропотливой правильной укладки багажа, которая
предполагает и оптимальный баланс нагрузки (перед-зад) и герметичность упаковки
(тент-чехол). Исключения составляют сани-боксы, которые уже имеют оптимальную
зональность поклажи и надежную защиту багажа.
Сани пассажирские В России конструкция редкая в силу высокой стоимости «фирменных» и отсутствия
цивилизованных снегоходных маршрутов с качественно ратраченными дорожками.
Отдельные экземпляры можно повстречать на базах отдыха, в прокате, и... у
любителей подледной рыбалки. Но это на 99% самодельные конструкции.
Большая часть решений среди пассажирских саней – подрессоренные лыжи, капсула
из пластика. Бывают и открытые кабриолеты, но надо помнить про выхлопные газы,
которые остаются позади снегохода. Потому грамотной комбинацией будет
четырехтактный мощный «тягач» с хорошим моментом на низах.
Самоделки Эта группа саней имеет оригинальные конструкции во всех трех рассмотренных выше
классах. Причем есть такие технические решения, которым может позавидовать и
иностранный производитель. Но только позавидовать, потому что, как правило,
самодельщик не столько зарабатывает финансово, сколько реализует свои амбиции
изобретателя. Именно в этой группе можно найти отличные сани по цене как
минимум вдвое дешевле зарубежного аналога. Но здесь же и своя специфика –
эксклюзивность конструкции и нефинансовые амбиции изобретателя могут сослужить
плохую службу в аспекте ремонта и гарантий. Так что перед покупкой изучите
характер изобретателя в аспекте его переписки на снегоходных форумах. Не сложно
спроэцировать его манеру общения в прошлом на эксплуатационные вопросы
будущего.
По материалам ЖУРНАЛА"RED SLEDS" Текст: Сергей Кубанов
Фото: Андрей Градич, Владимир Бахмутенко, Геннадий Токмин, Иван Прозоров.