Каждая
модель снегохода обладает своими преимуществами и недостатками, однако
проанализировав наиболее важные показатели, Вы можете выбрать для себя
снегоход, который станет для Вас незаменимым помощником в суровых условиях зимы.
В этой
статье мы расскажем как не ошибиться при выборе снегохода и купить тот
снегоход, который вам действительно необходим.
Первый
снегоход появился в Канаде в 1959 году. Его изобрел инженер Жозеф-Арман
Бомбардье. Спрос на снегоходы с самого начала стал опережать предложение, а это
означало, что изобретение будет жить. Сегодня снегоход перебрался в сферу
туризма и развлечений. Но тогда, в 1960-х годах, Бомбардье не мог и
предположить, в какие масштабы перерастет мечта его детства. Еще меньше он думал
о том, что новый вид транспорта станет трамплином для нового вида спорта и
развлечения.
Времена,
когда на охоту отправлялись на лыжах, а в поход к полюсу - на собачьих
упряжках, прошли безвозвратно. Основная масса туристов и охотников
"рассекает" на снегоходах. Освоили этот вид техники и простые
любители поразвлечься на природе.
Конструкция
любого снегохода проста и незамысловата. В ее основе - две лыжи, которые
расположены спереди машины, и одна гусеница — сзади, по центру. Гусеница
вращается при помощи нехитрого бензинового мотора (обычно двухцилиндрового).
Для
управления снегоходом каких-то особых навыков не требуется. В этих машинах нет
коробки передач, поэтому езда на снегоходе похожа на управление автомобилем с
коробкой автоматом. Это существенно упрощает управление машиной. Нет
необходимости переключать передачи, да и тронуться с места под силу даже
неопытному новичку, нужно всего лишь запустить двигатель и добавить газу.
Однако делать это надо осторожно — двигатели на снегоходах весьма мощные и, резко
«газанув», можно запросто остаться на снегу. Как раз на этот случай и на случай
падения на большинстве моделей современных снегоходов предусмотрена специальная
чека, петлю от которой надевают на руку. При любом падении она выдергивается и
двигатель глохнет, так что далеко ваш «железный конь» не сможет убежать.
Простота конструкции снегоходов причиняет минимум хлопот и с точки зрения
техобслуживания — ломаться там, собственно, почти нечему. Основная задача
владельца снегохода — вовремя подливать бензин и масло.
Снегоходы
можно разделить на 3 класса:
спортивные,туристическиеи транспортные (так называемые
утилитарные).
Конструкция спортивного снегохода предполагает ничего
лишнего: короткое одноместное сиденье, отсутствует багажник, а несущая рама,
как правило, сделана из легкого алюминия. В результате такой снегоход весит
чуть более 200 кг, что в полтора, а то и два раза меньше, чем машины других
классов.
Отличительная черта конструкции спортивного снегохода — относительно
короткая гусеница, которая делает спортивную машину верткой и легкоуправляемой.
Плюс нешуточный мотор с рабочим объемом 500-700 куб. см и мощностью до 170
л.с., способный разогнать машину по заснеженным просторам до 200 км/ч. Подвеска
этих снегоходов жесткая и энергоемкая, что дает возможность проходить на
высокой скорости неровности и совершать прыжки.
Для
комфортных поездок по заснеженным просторам подойдет специальный туристический снегоход. Такие машины, как
правило, оснащаются высоким ветровым стеклом, защищающим седока от встречных
холодных воздушных потоков, длинным и мягким сиденьем, на котором могут удобно
разместиться 2-3 человека. Сзади у туристических машин обычно имеется еще и багажник,
где можно расположить поклажу. В последнее время снегоходы для прогулок стали
комплектовать такими полезными и приятными опциями, как подогрев ручек руля, а
также спинок сиденья.
Кроме того, туристические снегоходы отличаются от спортивных машин более
длинной и широкой движущей гусеницей, чтобы обеспечить им не столько скорость,
сколько проходимость: турист легко преодолеет глубокий снег, в то время как
спортивная машина, передвигаясь на своей короткой и узкой гусенице, рискует в
нем застрять.
В классе
туристических снегоходов встречаются машины таких известных марок, как Yamaha Venture, отличается усовершенствованным двигателем, который при своей
мощности практически бесшумен. Дополнительные преимущества —
регулируемая спинка сидений и руль управления с подогревом.
Снегоходы транспортные (утилитарные) предназначены для того, чтобы доставить продукты,
стройматериалы и прочие грузы в труднодоступные "зимние" районы. На
транспортные устанавливают наименее мощные двигатели (правда, и здесь они
обычно выдают не менее 40 л.с.), широкие (50 см) длинные гусеницы, длинные
двухместные, а иногда и трехместные сиденья, багажники и прицепные устройства
для буксировки нарт. На всех импортных машинах есть система подогрева ручек
руля. На многих моделях предусмотрена задняя передача и электростартер.
Главное достоинство подобных машин — надежность и проходимость. Гусеница у
них имеет максимальную среди такой техники ширину — для того, чтобы пройти по
самому глубокому и рыхлому снегу.
Как правило,
снегоход выбирается исходя из цели его использования.
На
современные снегоходы устанавливают чаще всего двухтактные двигатели. В России,
кроме отечественных снегоходов ("Буран", "Тайга",
"Рысь"), можно купить продукцию мировых лидеров
"снегоходостроения": Arctic Cat, Bombardier (они продаются под
торговой маркой Ski-Doo), Polaris, Yamaha. Новые импортные машины найти дешевле
6000 долларов не получится. Отечественные снегоходы значительно дешевле —
последние модели "Рысь" и "Тайга" стоят в пределах 120-220 тысяч рублей. Подержанные же отечественные снегоходы можно отыскать за 1000-5000
долларов. Впрочем, по надежности отечественная продукция существенно
проигрывает импортным собратьям, а риск остановиться в чистом поле километрах в
пяти от дороги и перспектива эвакуации неработающей кучи железа по пояс в снегу
заставляет многих потенциальных снегоходоводителей обращать свой взор в сторону
подержанного импорта. Подержанные
импортные снегоходы наши эксперты покупать не советуют. Тому есть две причины:
первая в том, что, как любая техника, снегоходы иногда ломаются, а ремонт
импортной машины стоит очень дорого, да и запасные части во многих случаях
приходится выписывать из-за границы и ждать их доставки по три-четрые недели.
Вторая причина в том, что цены на подержанный импорт все же очень высоки и не
сильно отличаются от цен на новые машины.
Всю гамму
продающихся у нас снегоходов можно разделить на три большие ценовые группы: от
500 до 1500, от 1500 до 4500, от 4000 до 8500 "зеленых", и тех, что
дороже 8500$.
$500-1500. Найти
приличную машину дешевле полутысячи баксов практически невозможно, в любом
случае на ее ремонт уйдет еще как минимум столько же. За 600-700 долларов можно
купить (в относительно приличном состоянии или, как пишут в объявлениях,
"на ходу") только подержанные отечественные "Бураны" и в
редком случае "Рысь" или "Тайгу" пяти-шестилетнего
возраста. Рассчитывать на долгую работу такой техники не приходится. Ближе к
полутора тысячам можно найти вполне "свежий" отечественный снегоход,
проездивший один-два сезона.
$1500-4500. За такие
деньги можно купить новый снегоход. Правда, только отечественный. От полутора
до трех тысяч это будет машина секонд-хенд, но во многих случаях — или совсем
без пробега, или с минимальным пробегом. Иногда удается найти за такие деньги
даже снегоход, еще стоящий на гарантии. Носиться с бешеной скоростью по снежным
и ледяным просторам на наших машинах не очень получится, скорости их
относительно импортных собратьев невысоки, но для поездок на охоту и рыбалку,
для неспешного катания и накатывания лыжных дорожек они вполне подойдут. Самые
распространенные сейчас — это "Бураны-640" с двигателем мощностью 28
л.с., двумя гусеницами и одной управляющей лыжей и "Буран С-640/3700"
с удлиненной гусеницей и форсированным мотором (по паспорту он должен выдавать
35 "лошадей"). Для активного отдыха (в стиле — "оторваться по
полной программе") "Бураны" не подходят, это все же транспорт,
пригодный больше для перевозки дров, сена или добытого на охоте лося, и других
полезных в хозяйстве вещей.
Для
развлечений же из отечественных машин в какой-то степени подойдут
"Тайга" или "Рысь". Они более комфортабельны, имеют более
мощные двигатели, более мягкую подвеску и лучше управляются на высокой
скорости. Цены на эти машины в нынешнем сезоне укладываются в три-четыре тысячи
долларов.
За сумму от
2500 долларов можно найти 4-5-летний импортный снегоход ведущих мировых
производителей, а за 4-4,5 тысячи иной раз удается купить и машину 2-3 лет от
роду.
За 2,5-3
тысячи долларов можно купить импортный детский снегоход. И если еще год назад
дилеры привозили их в основном на заказ, то сейчас они есть в продаже в
нескольких московских магазинах постоянно.
В группе от 4500 до 8500 долларов расположились
импортные снегоходы утилитарного класса без "наворотов". У
большинства из них нет ни подогрева сидений, ни подогрева пассажирских ручек,
но почти у всех есть электростартер.
Самый
широкий выбор импортной техники в группе "дороже 8500 долларов". Для
того чтобы получить максимум удовольствия, любителям экстрима можно
посоветовать машины с двухтактным двигателем рабочим объемом 700 кубических
сантиметров. Таких машин сейчас в продаже не менее десятка моделей. Как минимум
половина из них имеет воздушное охлаждение, но есть и машины с жидкостным
охлаждением. Для нашей "сиротской" зимы с температурой около нуля
такие моторы имеют смысл: в теплую погоду "воздушки" недолго и
перегреть, особенно под большой нагрузкой.
В последние
два-три года все большей популярностью пользуются снегоходы с четырехтактными
двигателями. Мощность их, как правило, меньше, чем у двухтактников, зато они
надежнее и проще регулируются.
Цена самых
"навороченных" моделей может переваливать далеко за 10 тысяч
долларов. Кроме ветрового стекла, подогрева ручек и сидений у них подогреваются
подножки, установлены регулируемые спинки, большой багажник, разумеется,
электростартер и есть передача заднего хода. Фарам такого снегохода могут
позавидовать иные автомобили, на многих моделях дополнительно устанавливают
фару-искатель. На некоторые модели даже устанавливают системы спутниковой
навигации.