Энэрджайзер - 2 Апреля 2010 - Утилитарные снегоходы


Пятница, 2016-12-09
Хибины Мотосервис
Форма входа
Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Апрель » 2 » Энэрджайзер
0:37 AM
Энэрджайзер
   На протяжении всей истории мототехники,  главными проблемами при эксплуатации были запуск и зажигание. Сейчас, когда инженерные вопросы, связанные с этим, решены, чаще всего все упирается в «здоровье» аккумулятора, особенно на тех экземплярах, где кикстартер отсутствует как класс.
   Для начала определимся, какие вообще бывают аккумуляторы, а вернее, какие типы аккумуляторов используются в мототехнике. Сразу следует отметить, что по принципу работы аккумуляторы делятся на «стартерные» (starter type), которые используются для старта двигателей внутреннего сгорания, и «бытовые» (service type), которые используются на яхтах, газонокосилках, источниках бесперебойного питания и прочей бытовой технике, работающей длительное время от аккумулятора.
   Это два совершенно разных типа аккумуляторов, так как они изначально сконструированы для различных целей. Бытовой аккумулятор не обеспечивает такого большого стартового тока, как автомобильный. В то время как автомобильный слишком быстро теряет свои характеристики и не может долго работать без перезарядки. Думаю, теперь становится ясно, что менять один тип аккумулятора на другой категорически не рекомендуется. Нас, разумеется, интересуют стартерные батареи.
   Принцип действия любой стартерной батареи основан на взаимодействии двух пластин (одна изготовлена из свинца, а другая - из оксида свинца), погруженных в электролит - раствор серной кислоты. В процессе работы аккумулятора происходит химическая реакция, в результате которой под действием серной кислоты образуется сульфат свинца. Это сопровождается и током электронов, которым «проще» пройти от одной пластины к другой по металлическому контуру, соединяющему полюса, нежели через раствор электролита. Свинцово-кислотные аккумуляторы, работающие на этом принципе, появились очень давно и с тех пор практически не изменились. Главным преимуществом таких аккумуляторов является обратимость вышеупомянутой реакции, которая и обеспечивает способность аккумулятора к зарядке.
   Однако это лишь идеальная модель, хорошо иллюстрирующая принципы работы батареи. На практике есть целый набор дополнительных нюансов, которые также следует учитывать. Во время зарядки аккумулятора происходит образование молекул воды и водорода, которые, естественно, испаряются. Это означает, что, во-первых, требуется обеспечить условия для их испарения (теперь понятно, зачем нужна пресловутая трубочка, которая тянется от аккумулятора?), а во-вторых, уровень электролита постоянно снижается. Поэтому в свинцово-кислотных аккумуляторах нужно постоянно следить за уровнем электролита и по необходимости его восстанавливать, доливая дистиллированную воду.
   По крайней мере, так было раньше. Однако постоянно следить за уровнем электролита для человека XXI века, у которого полно других дел и каждая минута на счету - занятие весьма сомнительное. А замерять с помощью ареометра плотность электролита, то есть содержание серной кислоты в растворе, и подавно. Производители аккумуляторов это прекрасно знают, равно как и то, что этот самый человек готов заплатить больше (умеренно больше) денег за изделие, которое потребует от него минимум внимания. Так на свет появились необслуживаемые свинцово-кислотные батареи.
   Принципиальных отличий от своих предшественников они не несли. Лишь пара химических ухищрений, препятствующих накоплению выделенных газов, а также предохранительный клапан для выпуска газов, исключающий риск взрыва, позволили наглухо закрыть аккумулятор и лишить его, таким образом, необходимости какого-либо обслуживания. Однако неплохо знать о недостатках этих батарей. Предохранительный клапан существует не просто так: при длительной интенсивной зарядке, а также сильной разрядке, газы все равно выделяются, а значит, часть электролита все же улетучивается. Но поскольку аккумулятор необслуживаемый, уровень электролита в нем никто не проверяет и уж тем более не восстанавливает, поэтому батарея быстро и неожиданно «садится». Соблюдая набор элементарных правил, этого легко избежать. При зарядке надо пользоваться специальным устройством, рекомендованным производителем батареи. Не допускать разрядки аккумулятора, питая от него длительное время при неработающем двигателе дополнительное оборудование. Не подсоединять к аккумулятору дополнительное оборудование, разряжающее его быстрее, чем его подзаряжает генератор (касается, прежде всего, любителей подключать разные девайсы к маленьким  аккумуляторам).
    Ну и, наконец, гелевые аккумуляторы. По принципу работы это опять же те самые свинцово-кислотные батареи, только электролит в них - гель. Гелевые аккумуляторы имеют много достоинств. Из наиболее очевидных: можно использовать в любом положении; можно надолго оставлять без применения, без угрозы разрядки. Из этих аккумуляторов не может вытечь агрессивный раствор электролита, поэтому уровень их безопасности значительно выше. Они также требуют меньше времени для зарядки в сравнении с аналогичными «жидкими» собратьями. Газы, выделяющиеся при работе гелевого аккумулятора, затем снова превращаются в гель. Очевидный недостаток гелевого аккумулятора лишь один - цена, в полтора-два раза превышающая цену на классические свинцово-кислотные батареи. Однако, учитывая сложившиеся тенденции, гелевые аккумуляторы будут все дешевле и дешевле по сравнению с жидкостными и постепенно вытеснят последних с рынка. Если вы решили попробовать гелевый аккумулятор уже сегодня, помните, что многие продавцы, пользуясь некомпетентностью покупателей в данном вопросе, предлагают жидкостные необслуживаемые аккумуляторы, называя их гелевыми.
   Порой они это делают умышленно, иногда по собственной неграмотности. Чтобы более качественно осветить оставшиеся аспекты выбора и использования аккумуляторных батарей, прелагаю рассмотреть наиболее распространенные мнения о них. Поездив немного , можно полностью зарядить аккумулятор. На качество зарядки аккумулятора от бортовой сети влияет много факторов: продолжительность этой зарядки, сила тока зарядки (ведь генератор также должен обеспечивать непрерывное искрообразование, работу светотехники…), температура окружающей среды. Поэтому во время коротких поездок, а также при работе двигателя на холостом ходу аккумулятор может элементарно не получать достаточное количество ампер-часов для полной зарядки.
   Аккумуляторы не взрываются! При нормальных условиях работы даже самый обычный аккумулятор, действительно, отлично защищен от риска взрыва. Но когда с аккумулятором что-то не так, всегда найдется какой-нибудь «Петрович», судорожно открывающий крышки секций, чтобы восстановить уровень электролита, попутно подсоединяющий клеммы зарядного устройства. Так вот искры, проскакивающей при подсоединении/отсоединении клемм, порой вполне достаточно, чтобы воспламенить взрывоопасное сочетание кислорода и водорода.
   На зиму достаточно перенести аккумулятор в теплое место (квартиру), чтобы он не разрядился. В зависимости от вида аккумулятора (гелевые подвержены в меньшей степени) и температуры окружающей среды все аккумуляторы имеют нормальную естественную потерю заряда со скоростью 1-25% в месяц. Увеличение температуры окружающей среды существенно ускоряет этот процесс: при 35° С аккумулятор «сядет» вдвое быстрее, чем при 25° С. Поэтому, если не хотите регулярно вкладывать деньги в новые аккумуляторы, их можно вложить в хорошее зарядное устройство, благо, предложение по ним на рынке более чем широкое. В теплых условиях аккумуляторы гораздо лучше сохраняются, чем в холодных. В жарких условиях аккумуляторы «умирают» куда как быстрее, чем в холодных, особенно это касается жидкостных необслуживаемых аккумуляторов, которые даже не рекомендованы к использованию на территориях с жарким климатом. Этот миф, вероятно, происходит оттого, что холод уменьшает силу стартового импульса аккумулятора (поэтому зимой бывает тяжело заводить автомобили).
   Аккумулятор большей емкости может «убить» стартер, который не рассчитан на такой аккумулятор. Главным фактором, ограничивающим емкость аккумулятора, особенно на мототехнике, являются его габаритные размеры и масса. Поэтому при тех же размерах и массе аккумулятор большей емкости всегда более предпочтителен. Выражаясь простыми словами, он «не даст» стартеру ток сильнее, чем требуется. Другое дело - перепутать напряжение аккумулятора, например, поставить вместо шестивольтового 12-вольтовый. Тут уже есть серьезный риск «сжечь» стартер. Кто-то скажет, что проще покупать каждый сезон новый дешевый аккумулятор, кто-то - что лучше купить один раз гелевый и хорошее зарядное устройство. Все зависит лишь от того, насколько вам важно иметь возможность в любую секунду (да-да, именно секунду, а не минуту и не, тем более, час) легким движением пальца разбудить стоящие у вас на службе десятки, а порой и сотни лошадей, вместо того чтобы рисковать застать их всех в один прекрасный момент беспробудно спящими…
  
 Взято из журнала Мото-ревю текст: Владимир Завьяло  

Просмотров: 452 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Малыхин В. © 2016
Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz